СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка .................................................................................... СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Содержание курса внеурочной деятельности ............................................. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности ....... Тематическое планирование .......................................................................... 2 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: - Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); - Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 21-НП (зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053)); - Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 22-НП (зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053)); - Государственного образовательного стандарта среднегообщегообразования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №121-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 79-НП); - Примерной основной образовательной программы среднегообщего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682; - Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендованных решением научнометодического совета Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт развития образования» (протокол от 25.08.2022 г. № 4); - Методических рекомендаций по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»,рекомендованных решением научно-методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»(протокол № 9 от 29.08.2022 года); - Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22, номер в реестре:2-3-0:0-00-1.0; - Примерного календарного плана воспитательной работы на 2022-2023 учебный год, утверждённого заместителем Министра просвещения Российской Федерации Д.Е.Грибовым от 10.06.2022 г № ДГ-120/06 ВН; Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Основными задачи: воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; 3 развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; формирование культуры поведения в информационной среде. Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа №5 Г. СНЕЖНОЕ»: Учебный курс предназначен для обучающихся 10-х –11 классов; рассчитан на 1 час в неделю/35 часов в год в каждом классе. Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Основные задачи: - воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; - формирование культуры поведения в информационной среде. Учебный курс предназначен для обучающихся 10-11-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в каждом классе. Форма организации: дискуссионный клуб. . Содержание курса внеурочной деятельности Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: 1. День знаний 2. Наша страна – Россия 3. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского 4. День музыки 5. День пожилого человека 6. День учителя 7. День отца 8. Международный день школьных библиотек 9. День народного единства 10. Мы разные, мы вместе 11. День матери 12. Символы России 13. Волонтеры 14. День Героев Отечества 15. День Конституции 16. Тема Нового года. Семейные праздники и мечты 17. Рождество 18. День снятия блокады Ленинграда 19. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского 20. День российской науки 21. Россия и мир 4 22. День защитника Отечества 23. Международный женский день 24. 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова 25. День воссоединения Крыма с Россией 26. Всемирный день театра 27. День космонавтики. Мы – первые! 28. Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками 29. День Земли 30. День Труда 31. День Победы. Бессмертный полк 32. День детских общественных организаций 33. Россия – страна возможностей Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, чувство гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 5 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты Сформировано представление: о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; 6 единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. 7 Тематическое планирование занятий «Разговоры о важном» 10 – 11 класс (2022 – 2023 учебный год) № Тема занятия Дата Основное содержание Деятельность учащихся 1 2 3 День знаний. Россия — страна возможностей «Мы — Россия. Возможности — будущее» 5.09 Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Люди с активной жизненной позицией Наша страна —Россия Мы сами создаём свою Родину 12.09 Родина — не только место рождения. Патриотизм. Настоящая любовь подкрепляется делами 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циолковский)» 19.09 Космос и космонавтика. Гражданский подвиг К.Э. Циолковского 8 Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика «История успеха». Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. Просмотр проморолика «Россия — страна возможностей». Просмотр видео приветствия амбассадоров Участие во вступительной беседе о России. Участие в обсуждении мнения Н. Карамзина о патриотизме и ответы на вопросы: что такое патриотизм; как вы понимаете это слово; кто такой патриот? Участие в парной работе с толковыми словарями: сравнение определений слова «патриотизм». Интерактивное задание «История моей страны». Участие в работе с текстом по группам Участие в беседе об известных учёных в области воздухоплавания и освоения космоса, о жизненном пути и открытиях Циолковского. Интерактивное задание в группах. Участие в беседе на основе двух высказываний К. Э. Циолковского: Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают возможность объединить известные явления и предсказывают новые, то они полезны. Новые идеи надо поддерживать. Немногие 4 День пожилых людей «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» 26.09 Международный день пожилых людей. Зрелый возраст — время новых возможностей. С добром в сердце 5 День учителя «Могу ли я научить других (наставничество)» 3.10 Ценность профессии учителя. Основные качества наставника 6 День отца «Отчество — от слова «отец» 10.10 История возникновения праздника День отца. Патриархальная модель отцовства. XX век — ориентация на партнёрские отношения членов семьи 9 имеют такую смелость, но это очень драгоценное свойство людей. Интерактивное задание в группах Участие в беседе с обсуждением следующих вопросов: как вы думаете, почему отмечают этот праздник — День пожилых людей; что он символизирует; много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками; что вы делаете вместе; как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям? Просмотр видеоролика. Участие в игре «Поле чудес». Интерактивное задание «С добром в сердце» (работа по группам) Участие в беседе о людях, которых сегодня вы можете назвать наставниками. Участие в групповой работе с текстами о В. Ф. Шаталове, о качествах наставника. Интерактивное задание «Не только писатель, но и педагог». Интерактивное задание «Об учителе — в стихах» Знакомство с историей возникновения праздника День отца. Участие в обсуждении отношений Ю. Никулина со своим отцом; отношений отца и детей, описанных А. П. Чеховым; обсуждение персидской пословицы. Участие в групповой работе: после знакомства с текстами из истории становления родовых династий, необходимо соотнести их содержание с пословицами, поговорками, высказываниями 7 День музыки «Что мы музыкой зовём» 8 Традиционные семейные ценности 24.10 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Семья. Рецепт семейного счастья. Семейный кодекс Российской Федерации 9 День народного единства «Мы едины, мы — одна страна» 7.11 10 Мы разные, мы вместе «Языки и культура народов России: единство в разнообразии» 14.11 История появления праздника День народного единства. Смутное время. Князь Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин во главе ополчения. Связь иконы Божией Матери с историей освобождения Москвы. Примеры мирного единения народа Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Религиозная культура России: христианство, ислам, буддизм и др. Свобода вероисповедания. Взаимное уважение людей разных национальностей — основа 17.10 Мир музыки и балета. История русского балета. Известные композиторы, писавшие музыку для балета 10 известных людей Участие в выполнении интерактивного задания по установлению соответствия между портретами известных людей искусства и кратким описанием их рода занятий. Просмотр видеофрагмента о балете. Участие в беседе о других видах искусства Участие во вступительной беседе о любви как основе семейных отношений. Просмотр видеоролика «Секрет семейного счастья — в чём он»). Работа в командах: «Своя игра». Участие в дискуссии о качествах, необходимых для благополучной семейной жизни Участие во вступительной беседе об истории появления памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Работа в группах: поиск аргументов о том, что времена Минина и Пожарского действительно были смутными временами. Участие в беседе о смысле этого праздника. Обмен мнениями о примерах мирного единения народа Участие в беседе о том, почему об одних народах мы знаем много, а о других практически ничего не знаем. Рассказ педагога об одном из исчезающих народов России. Участие в обсуждении: как людям разных культур, вероисповеданий уживаться между собой? Участие в мозговом штурме по выдвижению идей об основных принципах межкультурного общения. Почему языки исчезают? Влияние многоязычия на толерантность Мама — важный человек в жизни каждого. Мама — гарантия защищённости ребёнка. Эмоциональная связь с детьми. Легко ли быть мамой? Материнская любовь — сильнейшее чувство на земле 11 День матери «Материнский подвиг» 21.11 12 Символы России (Гимн, Герб) «Государственные символы России: история и современность 28.11 Значение государственной символики для человека. История Российского флага. Значение триколора. Что такое гимн? Зачем он нужен? Уникальность нынешнего гимна России. История появления герба России 13 День добровольца «Жить — значит действовать. По одиночке или вместе». 5.12 Кто такой доброволец? Принципы добровольческой деятельности. Виды добровольческой деятельности. Платформа для добрых дел (dobro.ru). Волонтёрские истории 11 мирного сосуществования Участие в блиц-опросе «Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите слово «мама»?» Участие в беседе о том, от чего приходится отказываться женщине, когда она становится мамой. Работа в парах: знакомство со стихотворением В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь». Участие в обсуждении стихотворения. Участие в беседе о том, что является для мамы самым важным, как вести себя взрослым детям по отношению к родителям? Участие в беседе о том, зачем нужна государственная символика страны. Участие в викторине «Знаете ли вы историю появления триколора?». Есть ли страны, в которых расцветка флага имеет эти же цвета? Работа в группах: «В чём уникальность современного гимна России?» Работа в парах: необходимо вспомнить, из каких деталей состоит герб России и что они обозначают Работа в парах по составлению списка возможных мотивов добровольческой деятельности. Обобщение списка мотивов. Участие в обсуждении притчи «Человек, который хотел изменить мир». Самостоятельная работа с использованием возможностей Интернета: найти примеры 14 День Героев Отечества «Память —основа совести и нравственности» (Д. Лихачев) 12.12 15 День Конституции «Повзрослеть — это значит, чувствовать ответственность за других». (Г. Купер) 19.12 16 Рождество «Светлый праздник Рождества» 9.01 Традиция чествования граждан, героически отличившихся в деле служения Отечеству. День георгиевских кавалеров. Учреждение ордена Святого Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9 декабря — день, когда чествуются герои нынешние и от дается дань памяти героям прошлых лет. Вечный огонь — символ памяти Значение слова «конституция». Роль Конституции в жизни человека. Какие главы российской Конституции важны для молодёжи? Права, которыми уже пользуются старшеклассники История праздника Рождества Христова. Рождественский пост, в чём его необходимость. Символы Рождества. Рождественские традиции в России и в других государствах 12 безвозмездных поступков простых граждан и рассказать о них одноклассникам. Что делать, если ты или твои друзья хотят стать волонтёрами? Знакомство с платформой dobro.ru Участие в беседе об исторических истоках Дня Героев Отечества. Блиц опрос «Что для вас героизм?». В поисках смыслов — участие в обсуждении «В чём смысл фразы: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?» Участие в дискуссии о том, как и почему люди хранят память о героях Участие в беседе о том, многие ли люди читали Конституцию? Почему? Согласились бы вы заниматься законотворческой деятельностью? Почему? В зависимости от ответа на вопрос «Согласны ли вы с тем, что в 18 лет человек готов использовать своё право участвовать в голосовании?», старшеклассники делятся на две группы и аргументируют свою точку зрения. Брейн-ринг на знание Конституции Участие в блиц опросе «История рождения Христа». Работа в группах: обсуждаем рождественские традиции (кто больше вспомнит). Какие рождественские традиции других стран вам больше всего нравятся? 17 Тема нового года. Семейные праздники и мечты «Полёт мечты» 16.01 Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы. 18 Цифровая безопасность и гигиена школьника «Кибербезопасность: основы» 23.01 Правила безопасности и поведения в Интернете. Реальные угрозы Интернета (нежелательный контент, кибербулинг, трата денег, доступ к личной информации и др.). Какой информацией не стоит делиться в Сети. Проекты, программы, специальные курсы по кибербезопасности 19 День снятия блокады Ленинграда «Ты выжил, город на Неве…» 30.01 Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими войсками. Эвакуация населения. 13 Игра «Найди связь»: педагог называет слово, связанное с Рождеством, а школьники рассказывают, как оно с ним связано. Работа в парах: придумать нетривиальное пожелание на Рождество Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли вы знаете о Новом годе?). Участие в дискуссии «Почему взрослеющие дети не любят встречать Новый год с семьёй?» Блиц опрос «Назовите семейные традиции, которые связаны с Новым годом?». Обмен мнениями: сбываются ли желания, загаданные в новогоднюю ночь? Участие в разговоре о новогодних приметах Участие в беседе о том, что волнует родителей, когда дети находятся в Интернете. Работа в командах с дальнейшим обобщением: как можно сделать соцсеть менее опасной (не публиковать избыточные данные, не использовать соцсеть как записную книжку, не привязывать телефонный номер, отписываться от назойливых собеседников, не делиться аккаунтом, скачивать приложения только из надёжных источников). «Мнение знатока» (сообщение разбирающегося в безопасном поведении в Интернете одноклассника). Обмен информацией о проектах, программах по кибербезопасности Участие в блиц опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда? Участие в обсуждении неписанных правил Ладожское озеро — дорога жизни. Блокадный паёк. Неписанные правила выживания. Спасительный прорыв кольца. Проект «Детская книга войны» 20 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского (Великие люди России) «С чего начинается театр?» 6.02 Театр — искусство многосоставное (в нём соединяются литература, музыка, актёрское мастерство, танцы, режиссура и даже этикет). Вклад К. С. 14 выживания: Не съедать весь выданный хлеб сразу. Стоя в очереди за продовольствием, люди прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукриминальных личностей, а с другой — чтобы сохранить тепло. При бомбардировках люди знали, где находится бомбоубежище и какой путь является наиболее безопасным. На улицах размещали таблички: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Не ложиться и всё время что-то делать. Беседа о том, что ещё помогало людям выстоять. Работа в группах «В поисках смысла…» Участие в обсуждении смысла слов Д. Лихачёва: «Только умирающий от голода живёт настоящей жизнью, может совершить величайшую подлость и величайшее самопожертвование, не боясь смерти. И мозг умирает последним: тогда, когда умерла совесть, страх, способность двигаться, чувствовать у одних и когда умер эгоизм, чувство самосохранения, трусость, боль — у других» Участие во вступительной беседе о театре и его роли в жизни человека. Работа в парах: можно ли идеи Станиславского использовать в другой профессии. Обмен мнениями: как можно знакомиться с постановками разных театров 21 День российской науки «Ценность научного познания» 13.02 22 Россия и мир «Россия в мире» 20.02 23 День защитника Отечества (День Армии) «Признательность доказывается делом». (О. Бальзак) (ко Дню защитника Отечества) 27.02 Станиславского в театральное искусство. Основные идеи системы Станиславского Современное научное знание. Критерии научного знания: доказательность, проверяемость, значимость, воспроизводимость. Использование достижений науки в повседневной жизни. Увлечение наукой в школе. Открытия, которые сделали дети. Научная журналистика — возможность заниматься разной наукой Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия? Почитание защитников Отечества. «Советы молодому офицеру» ротмистра В. М. Кульчицкого 15 Работа в группах: объяснить значение терминов: «доказательность», «проверяемость», «значимость», «воспроизводимость». Участие в диспуте «Зачем мы учим математику?». Блиц опрос «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни». Участие в беседе о том, есть ли у школьников возможность заниматься наукой, какие виды деятельности приближены к научной, как можно объяснить утверждение О. де Бальзака о том, что ключом ко всякой науке является вопросительный знак. Знакомство с открытиями, которые сделали школьники Обмен мнениями «Что для вас является удивительным в вашей стране?». Беседа о том, в чём причины исчезновения малочисленных народов России. Участие в мозговом штурме: как сохранить Россию для будущих поколений Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника Отечества». Знакомство с выдержками из «Советов молодому офицеру» ротмистра В. М. Кульчицкого — обсуждение их. Участие в дискуссии о том, что нужно изменить в армии, чтобы юноши хотели в ней служить 24 Забота о каждом «Нет ничего невозможного» 6.03 Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как стать добрее? Смысл и значимость того, что вы делаете каждый день 25 Международный женский день «Букет от коллег» 13.03 26 Гимн России (110 лет со дня 20.03 рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова) «Гимн России» 27 День воссоединения Крыма с Россией «Крым на карте России» Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли? Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна. Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. 3.04 16 Игра «Снежный ком»: что мы вкладываем в понятие «доброта»? Участие в дискуссии «Добрыми рождаются или становятся?». Изучаем мнение: знакомимся с рекомендациями психолога «Как стать добрым человеком». Беседа о том, что делает нашу жизнь наполненной смыслом Участие во вступительной беседе об истории праздника 8 Марта. Работа в группах: как научно-технический прогресс помог женщине выбирать ранее «мужские» профессии. Участие в дебатах о роли женщины в семье и в обществе. Тест «8 Марта» Самостоятельная работа: знакомство с ключевыми моментами жизни С. В. Михалкова. Работа в группах: предположим, вам поручили создать личную страничку Михалкова в Интернете. Какую информацию вы бы в неё поместили? Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С. В. Михалкова? Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в Достопримечательности Крыма 28 Всемирный день театра «Искусство — это не что, а как». (А. Солженицын) 10.04 Театр — особый вид искусства, который сближает людей. С 1961 г. отмечают День театра. Причины, по которым люди ходят в театр. Отличие театра от кино. Основы театрального этикета 29 День космонавтики. Мы — первые 17.04 История появления праздника День космонавтики. Первые 17 группах с обобщением: что с древних времён привлекало разные народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму? Участие во вступительной викторине «Чек-лист». Работа в парах: отметить вопросы, ответы на которые неизвестны. Что означает слово «театр»? Что является символом театра? Какая страна считается родоначальницей современного театра? Кого можно считать первыми русскими театральными артистами? При каком царе появился первый балаган (профессиональный театр)? В каком веке был основан крепостной театр Шереметевых? Анализ ответов на вопросы, которые вызвали затруднение. Участие в дискуссии о том, любой ли человек может посещать театр или для этого нужна подготовка? Можно ли утверждать, что спектакль по-настоящему рождается тогда, когда есть зритель? Работа в командах «Сторонники театра» и «Сторонники кино»: аргументы в пользу того или другого вида искусства. Игра «Да — нет» на знание театрального этикета Участие во вступительной беседе о необходимости покорять космос и важных «Как войти в историю? (ко дню космонавтики)» 30 Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками «Есть такие вещи, которые нельзя простить?» 24.04 31 День Земли (Экология) «Экологично VS вредно» 5.05 32 День труда «Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведёшь и час, и 15.05 попытки запуска собак в космос в 1951 г. Полёт Белки и Стрелки в августе 1960 г. Подготовка к первому полёту человека в космос. Полёт Гагарина. Выход А. Леонова в открытый космос Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире День Земли — история праздника. Способы празднования Дня Земли. Природоохранные организации. Знаки экологической безопасности. Состояние экологии — ответственность каждого человека Давняя история Праздника труда. Трудовой день до 16 часов без выходных, скудный 18 исторических событиях космонавтики. Участие в блиц опросе о полётах в космос. Участие в групповой работе: знакомство с нештатными ситуациями, которые случились во время выхода А. Леонова в открытый космос; обсуждение морального состояния лётчика и качеств личности, которые помогли ему не растеряться в сложившихся обстоятельствах Участие в беседе о том, какими признаками характеризуется геноцид. Составление «облака тегов» к понятию «геноцид». Участие в беседе о Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о причинах геноцида и способах его предотвращения Участие в беседе об истории появления праздника. Работа в группах: что каждый из нас может делать, чтобы повлиять на экологическую обстановку. Составляем и обобщаем список. Участие в обсуждении: как мы можем принять участие в праздновании Дня Земли? Блиц опрос о природоохранных организациях. Игра «Расшифруем знаки экологической безопасности» (учитель демонстрирует знаки, а старшеклассники объясняют их значение) Участие во вступительной беседе об истории праздника. Участие в диспуте «Современная молодёжь не день, и всю жизнь». (А. Солженицын) 33 День Победы. Бессмертный полк «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...» 22.05 34 День детских общественных организаций «О важности социальной активности» 29.05 заработок, тяжёлые условия — причины стачек и забастовок. Требования рабочих. 1 мая 1886 г. в Чикаго. Праздник Весны и Труда День Победы. План Барбаросса — замысел молниеносной войны. Могила Неизвестного Солдата 19 мая 1922 г. — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются 19 хочет трудиться и ищет лёгкие пути зарабатывания денег?». Блиц опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?» Участие в беседе о том, чем для ветеранов войны, тружеников тыла является День Победы: праздником, днём скорби, днём памяти? Знакомство с подвигом Николая Сиротинина, обсуждение. Участие в обсуждении причин появления Могилы Неизвестного Солдата Участие во вступительной беседе о пионерской организации. Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить. Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в дебатах сторонников и противников детских общественных объединений 20