ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА СНЕЖНОЕ» направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных программ МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, определённых ГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности школы. В центре данной программы в соответствии с ГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России, Донецкой Народной Республики и мира. Одним из результатов программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в современном обществе. Программа воспитания МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» разработана в 2022 году с целью систематизации и модернизации компонентов воспитательной системы учреждения, является мобильной, корректируемой и изменяемой. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА СНЕЖНОЕ» располагается в городе Снежное Донецкой Народной Республики. Обучающиеся школы имеют возможность получать дополнительное образование в МБУ ДО «ДТУМ Г. СНЕЖНОЕ», МБУ «КДЮСШ ГОРОДА СНЕЖНОЕ», КУ ДО «Снежнянская школа искусств». Обучение ведётся в 1-11 классах по трём уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. В школе работают социальный педагог, логопед, дефектолог, педагог-психолог. В процессе воспитания личности каждого обучающегося школа сотрудничает с администрацией города Снежное, ОДСД администрации города Снежное, СДН ГО МВД ДНР, ГПСО г. Снежное МЧС ДНР Школа также взаимодействует с образовательными и спортивными организациями города. Обучающиеся принимают участие в конкурсах, проектах разного уровня: муниципальном, региональном, Всероссийском, Международном. Процесс воспитания основывается на следующих принципах: - приоритет безопасности ребёнка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребёнка, соблюдение конфиденциальности информации о ребёнке и семье, а также при нахождении его в образовательной организации; - совместное решение личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся. - системно-деятельностный подход - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, 2 системности, целесообразности и отсутствия шаблонности воспитания как условия его эффективности; - полисубъектность воспитания и социализации. Обучающийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического коллектива в организации социально-педагогического партнёрства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внешкольной, внеурочной, общественно значимой деятельности. - событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов помогает найти образы для подражания в рамках гражданско-патриотического воспитания, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала. - диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми для него взрослыми; - психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребёнка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов; - следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, внеклассной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающихся имеет пример учителя, его внешний вид, культура поведения. Основными традициями воспитания в МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» являются следующие: • ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагога; • важной чертой каждого ключевого дела и других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность (итоги подводятся ежемесячно на единых общешкольных линейках); • педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; • ключевой̆ фигурой̆ воспитания в МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностноразвивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции; 3 • ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских общественных объединений. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Донецкой Народной Республики, России принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации и Донецкой Народной Республики. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях, таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек, формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации. Личностное развитие обучающихся, проявляющееся в: - в усвоении ими знаний основных норм, социально значимых знаний; - в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (развитие их социально значимых отношений); - в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (приобретение ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням образования: 1. Уровень начального общего образования - создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть трудолюбивым, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «Делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину, свой родной дом, улицу, село, город, страну; - беречь и охранять природу, ухаживать за комнатными растениями как в классе, так и дома; заботиться о своих домашних питомцах, подкармливать птиц, не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы; - проявлять миролюбие, не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; 4 - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшими школьниками данных социальных норм и традиций, понимание важности следования не имеет особого значения для ребёнка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему Отечеству, малой и большой Родине как месту, где человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое даёт ему чтение, музыка, живопись, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнёрам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за своё собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе в школе. Важно, 5 чтобы этот опыт оказал социально значимым, так как он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это может быть: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет - это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: - реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; - вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности; - использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися; - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; - поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; - организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности; - организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; - организовывать профориентационную работу со школьниками; 6 - организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; - развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; - организовать работу с семьями дошкольников, школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; - развивать музейное дело в качестве личностного развития обучающихся; -использовать в воспитательных целях работу школьной библиотеки. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Важным средством воспитания в являются традиции МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ», которые не только формируют общие интересы, но и придают школе то особое и неповторимое, что отличает ее от других образовательных организаций и тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь. В нашей школе сложились богатые традиции. К ним можно отнести как мероприятия, проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между учителями, учениками и родителями. Яркими примерами ключевых дел являются: цикл общешкольных праздников, связанных со знаменательными датами и событиями: «Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний», «Концерт, посвящённый Дню учителя», «Богатырские игры», «Очаровательные девушки», Конкурс строя и песни «Аты-баты шли солдаты», линейки памяти, посвящённые Дню освобождения Донбасса, Дню Победы, «Открытка ветерану», «Прощание с азбукой», «Праздник Последнего звонка»; конкурсы агитационных сценических программ. На внешкольном уровне в МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» являются приоритетными следующие направления: 1.Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: - патриотические акции «Обелиск», «Бессмертный полк», «Ветеран живет рядом»; - экологическая акция «Белая акация», «Желудь», «Макулатурнир»; 2.Проводимые для жителей посёлка и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные соревнования, праздники, фестивали, выступления на митингах у памятников, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне являются приоритетными следующие направления: 7 1. Смотр строя и песни - показательный смотр, который готовится ко Дню Защитника Отечества. 2. Торжественные линейки, подводящие итоги работы в классах и школе с награждениями. Данное мероприятие способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и обучающимися, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. 3. Общешкольные праздники - ежегодно проводятся как творческие театрализованные, музыкальные, литературные мероприятия, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все обучающиеся школы. На уровне классов: - выборы в Совет класса; выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие классов в реализации общешкольных ключевых дел, проведение в рамках класса анализа проведённых дел. На индивидуальном уровне: - вовлечение по возможностикаждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); - индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; - наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; - при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник и т. п.) МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: В работу классного руководителя МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» входит: 1. Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе. 2. Организация интересных и полезных для личностного развития совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. 3. Классные часы как время плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанного на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. 8 4. Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. 5. Выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с обучающимися: В работу классного руководителя МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» входит в рамках индивидуальной работы с обучающимися следующие виды и формы деятельности: 1. Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) со школьным психологом. 2. Поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т. п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить. 3. Индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. 4. Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; 5. Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями-предметниками в классе: В работу классного руководителя МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» с учителями, работающими в данном классе входит: 1. Регулярные консультации классного руководителя с учителями предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися. 2. Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся. 3. Привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановки. 4. Привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся. 9 Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: Основными видами и формами работы классного руководителя МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» с родителями обучающихся или их законными представителями являются: На групповом уровне: 1. Общешкольный родительский комитет школы, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей. 2. Психологические тренинги, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного обсуждения важных психологических вопросов и проблем. 3. Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов. 4. Общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников. 5. Консультационный пункт - семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей. На индивидуальном уровне: 1. Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; 2. Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; 3. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; 4. Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности в МБОУ «СШ №5 Г.СНЕЖНОЕ» осуществляется через: • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско- взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. 1-4 классы Направление развития личности «Духовно-нравственное» Курсы внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного развития личности создают благоприятные условия длясоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 10 Вид деятельности: проблемно-ценностное общение Форма деятельности: классные часы, совместные дела, театры, фестивали, встречи с интересными людьми, конкурсы, викторины. Направление развития личности «Социальное» Курсы внеурочной деятельности, направлены на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Направление развития личности «Общеинтеллектуальное» Курсы внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального развития личности, направлены на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Направление развития личности «Общекультурное» Курсы внеурочной деятельности в рамках общекультурного развития личности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей на мир и искусство. Курсы внеурочной деятельности, направлены на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Вид деятельности: познавательный, творческий, декоративно прикладное творчество Форма деятельности: мастер-классы, встречи, проекты. Направление развития личности «Спортивно-оздоровительное» Курсы внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного развития личности, направлены на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Вид деятельности: оздоровительный, спортивный Форма деятельности: спортивные секции 5-9 классы, 10-11 классы Направление развития личности «Духовно-нравственное» Курсы внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного развития личности создают благоприятные условия длясоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Вид деятельности: проблемно-ценностное общение Форма деятельности: общешкольные линейки, собрания, совместные дела, концерты, праздники и т.д. Направление развития личности «Общеинтеллектуальное» Курсы внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального развития личности, направлены на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Вид деятельности: познавательный, научно-исследовательский, туристскокраеведческий Форма деятельности: научно-практические конференции, игры, мастер-классы по решению задач, турниры, конкурсы Направление развития личности «Социальное» 11 Курсы внеурочной деятельности в рамках данного направления направлены на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Вид деятельности: проблемно-ценностное общение Форма деятельности: часы общения, уроки жизни, киноуроки, встречи - беседы, презентации, экскурсии. Направление развития личности «Общекультурное» Общекультурного развития личности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей на мир и искусство. Курсы внеурочной деятельности, направлены на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Форма деятельности:киноуроки, встречи - беседы, презентации, студии. Направление развития личности «Спортивно-оздоровительное» Курсы внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного развития личности, направлены на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Вид деятельности: спортивная, оздоровительная. Форма деятельности: секции, объединения, клубы Модуль «Школьный урок» Каждый урок в МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» предполагает свой воспитательный потенциал, который реализует учитель-предметник. Каждый урок предполагает следующие воспитательные аспекты: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; 12 • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Особое внимание в воспитательной работе с учителем-предметником в МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» отводится инициированию и поддержке исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Также в школе накоплен опыт по организации на уроках форм смыслового чтения, что имеет и воспитательный потенциал на каждом уроке и предмете через данную технологию. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» осуществляется через школьную детскую организацию «Школьное ученическое самоуправление». Это помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. На уровне школы: Детское самоуправление осуществляется через детскую организацию «Школьный Парламент». В ней выстроена своя структура управления, во главе стоит Президент. Президент избирается на ученических выборных конференциях. В Парламент входят представители (по 1-2) от каждого класса, начиная с 5-ого по 11-й классы. Парламент избирается сроком на один год. На общешкольной конференции избирается также и заместитель Председателя из представителей своего состава. Председателем может стать любой член Парламента, набравший большее количество голосов за представленную программу. Председатель и заместитель председателя представляют интересы школы в Парламенте старшеклассников города Снежное. Деятельность Школьного Парламента осуществляется через реализацию следующих функций: - выдвижение кандидатур, заслушивание и рекомендации для участия в работе Управляющего Совета школы; - участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных дел, акций, соревнований; - организация в проведении общешкольных и внешкольных мероприятий, распределение поручений по их проведению; - изучение нормативно-правовой документации по деятельности ученического самоуправления; - представление интересов обучающихся на заседаниях Управляющего Совета школы; - участие в рассмотрении вопросов о внесении изменений в Устав школы; - изучение мнения обучающихся по актуальным вопросам школьной̆ жизни. Организация самоуправления на уровне классов в МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» осуществляется через: Классное собрание - высший орган самоуправления в классе, проводится 1 раз в месяц и по мере необходимости. Собрание обсуждает любые вопросы жизнедеятельности своего 13 коллектива, принимает план общешкольных внеклассных, классных мероприятий, избирает Совет класса. • деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: ответственный за досуг, спорт, учёбу, озеленение в классе, работу с младшими обучающимися). Организация самоуправления на индивидуальном уровне в МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» предполагает: • вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • Реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль и функции по контролю, за определѐнным делом (за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.). Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе образовательной организации детское общественное объединение «Веселые таланты» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: - утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; - организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей образовательной организации, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к образовательной организации территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.; - договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. - клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в образовательной организации и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий; - поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены 14 детского объединения, создания и поддержки интернет-странички объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых объединением дел); - участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. Модуль «Волонтёрство» Волонтёрство – важное направление воспитательной деятельности МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ», это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения поселка ТРК «Новый Донбасс» позволяет обучающимся проявить такие качества, как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать у обучающихся коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Работа с волонтёрским отрядом помогает учителям воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Деятельность волонтёрского отряда направлена на участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Благодаря такой работе у ребят развивается коммуникативная культура, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный̆ интеллект, эмпатия, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтёрства реализуется следующим образом. На внешкольном уровне обучающиеся МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ», члены школьного волонтёрского отряда, принимают участие в: • организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе районного, областного характера); • оказывают посильную помощь пожилым людям, нуждающимся гражданам и детям, проживающим на поселке; • акциях по сбору помощи для нуждающихся; • включаются в общение (в том числе посредством электронных сетей) с детьми с особыми образовательными потребностями или особенностями здоровья, детьми, находящимися на лечении или проживании в интернатных учреждениях или учреждениях здравоохранения (с согласия родителей̆ или законных представителей). ̆ • На уровне школы и классов обучающиеся МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ», члены школьного волонтёрского движения принимают участие в: организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы; работе с младшими ребятами: проводят для них праздники, акции, мастер-классы; работе на прилегающей к школе ерритории (благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками и т.д.). Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, экспедиции, походы в МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» помогают детям расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. 15 Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: • в каждом классе предусмотрены регулярные (сезонные) пешие прогулки в лес (наблюдения за сезонными изменениями природы); • «День туризма» с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов, обучающихся и родителей МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» по направлению «профориентационная деятельность» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной профориентационной деятельности педагога, ребенка и родителя – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающихся школы к выбору, педагоги актуализируют его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: - циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку дошкольника и школьника к осознанному планированию и реализацию своего профессионального будущего: - беседы «Все профессии важны, все профессии нужны» 1-4 классы ; - профориентационные минутки на уроках 1-4 классы; - экскурсии на местные предприятия конкурсы творческих работ и т.д.- 5 классы; - «Моё профессиональное будущее», «Новые тенденции в мире профессий» для 8-11 классов; - мониторинг профориентационной работы. - циклы профориентационных игр, которые проводятся для учащихся с 5-го по 10й класс на классных часах. Создаются профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение. Организаторами выступают классный руководитель и психолог. В процессе игр ученик получит представление о существующих профессиях, о новых профессиях и специальностях, которые будут востребованы на рынке труда, о профессиональных качествах человека, о навыках XXI века; о значении труда в жизни человека. Научатся: пользоваться различными источниками информации для изучения мира профессий и труда; ориентироваться в мире профессий; получат возможность оценивать собственные возможности при выборе профессии - цикл предпрофильной подготовки обучающихся 8-х классов, направленный на осознанный выбор профиля обучения в 9-11 классах. - профориентационные экскурсии на предприятия деревни, города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии. В результате посещения профориентационных экскурсий учащиеся овладевают начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; получают представление о содержании труда в различных профессиональных областях, представление о требованиях к качествам работника, образовании, условиях работы. - совместное с педагогами-психологами и классными руководителями изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий и учебным заведениям в которых им 16 обучают, проведение профориентационного тестирования специалистами «Центра занятости населения г. Снежное» и педагогом-психологом МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ»; - индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется с использованием следующих видов и форм деятельности: • школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-группу Вконтакте с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к проблемам и нуждам школы, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы. Через различные виды совместной деятельности в рамках модуля «Школьные медиа» у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия: умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, нести ответственность за порученное дело, соотносить личные интересы с общественными. В деятельности обучающиеся получают возможность проявить организаторские способности, навыки планирования, анализа, формируются навыки общения и сотрудничества, развивается творческое и критическое мышление, а также навыки краткосрочного и долгосрочного планирования, приобретается опыт участия в районных, региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» обогащает внутренний мир ребёнка, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком учреждения. На уровне подразделения дошкольного образования МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» можно выделить подготовку и оформление холла и музыкального зала к праздникам и знаменательным событиям, постоянно действующие выставки творческой деятельности детей, тематическое оформление выставочных стендов и витрин, подготовку и оформление кабинетов и музыкального зала к праздникам и знаменательным событиям. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов) • акцентирование внимания на важных событиях посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания мероприятиях, ценностях школы, ее традициях, правилах. • оформление интерьера помещений (вестибюлей, коридоров, залов, лестничных площадок и т.п.) и их периодическая переориентация, которая служит хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия; • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; 17 • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с родителями и учениками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация школьной символики (флаг класса, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; • акцентирование внимания на важных событиях посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания мероприятиях, ценностях школы, ее традициях, правилах. Модуль «Работа с родителями» Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников проводится с целью привлечения их к совместной̆ работе в свете требований ГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Работа с родителями или законными представителями школьников обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической̆ компетентности родительской ̆ общественности посредством различных форм просвещения и консультирования. На общешкольном уровне подразумевается: 1. Участие родителей в управлении школой: Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей. 2. Дни открытых дверей, когда возможно посещение родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников. 3. Общешкольные родительские собрания, публичные слушания – 1-2 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения школьников к собственному образованию и «образовыванию» как личности, качества школьной жизни, учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах деятельности, на современном этапе в формате онлайн. 5.Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка. 6. Включение родителей в работу органов школьного самоуправления. На классном уровне: Вовлечение родителей или законных представителей школьников в образовательный процесс через: 1. Классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания. 18 2. Дни открытых дверей, когда возможно посещение родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников. 3. Профилактические беседы, проводимые классным руководителем или психологом для родителей одного класса или специально выделенной группы родителей, имеющих подобные проблемы; На индивидуальном уровне: 1. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; организация экскурсий, походов и помощь в их проведении; 2. Индивидуальные консультации родителей или законных представителей школьников со школьными специалистами, педагогами, администрацией c целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам реализации ГОС ОО. 3.Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни). 4. Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую. Ежедневное общение в МБОУ «СШ № 5 Г.СЕЖНОЕ» с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями. Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье. Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала. Ежемесячные формы общения с родителями – это праздники, родительские собрания, спортивные мероприятия, походы. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников в МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Модуль «Библиотека- территория воспитания» В МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» особую роль в воспитании подрастающего поколения играет школьный информационно-библиотечный центр. Библиотека – место психологической разгрузки, где царит домашняя, дружественная обстановка. Она должна быть открыта навстречу каждому читателю. Библиотека в школе – это место неформального общения. Школьная библиотека - это особая среда развития детей, в которой происходит воспитание культуры личности. Школьная библиотека – место, где ребенок может осуществить свое право на культурное, интеллектуальное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании. Школьная библиотека является необходимым инструментом образовательного процесса; она функционирует в повседневном взаимодействии с учащимися и административно - педагогическим коллективом школы. Библиотека выполняет функции: 19 образовательную (поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы и школьной программе развития); • информационную (предоставляет возможность использования информации вне зависимости от её вида, формата и носителя); • культурную (организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию учащихся). Важнейшим компонентом уровня образованности современного человека является приобретение знаний и умений, дающих возможность рационально осуществлять свои информационные потребности. Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Она формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Библиотечно-библиографические знания являются составной частью читательской культуры современного человека. Они тесно связанны с информационными ресурсами и методами самостоятельной работы. Поэтому формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создаёт для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов книжной продукции. В целом, вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченных целей и выполнение поставленных на учебный год задач. Формы работы по формированию информационной культуры учащихся 1. Библиотечные уроки. Цель библиотечных уроков: Формирование библиотечно-библиографических и информационных знаний и умений самостоятельно пользоваться библиотекой и источниками информации любого вида, включая Интернет. Система библиотечных уроков, используемых в процессе подготовки юных пользователей информации, является одной из наиболее активно используемых форм. Уроки проводятся в форме бесед, лекций, деловых игр, практических занятий, с использованием компьютеров и компьютерных технологий. При сочетании словеснологического и образного способов передачи информации достигается наиболее высокое качество восприятия и усвоения материала любой сложности 2. Консультации Консультационная работа включает вопросы умения использовать полученные повышения информационной компетентности читателя, в том числе: алгоритмы поиска в каталогах и картотеках, выбор книг в фондах открытого доступа и т.п 3. Интерактивные игры: викторины, конкурсы, КВНы, деловые и мультимедийные игры, предоставляющие возможность действовать самому школьнику, позволяющие ему ощутить радость открытия, наслаждения творческим поиском, расширяющие кругозор, воспитывающие чувство ответственности в команде. 4. Устные журналы: позволяющие активно пропагандировать новинки печати и состоящие из ряда разделов — «страниц», содержащих информацию о литературе по определенной теме. На общешкольном уровне: -проведение конкурсов чтецов поэзии и прозы произведений лирических и прозаических, посвящённых круглым датам писателей и поэтов как в традиционном формате, так и он-лайн. - проведение встреч с писателями-современниками родного края; - организация фотовыставок юбилейных книг, рисунков к юбилейным произведениям - проведение «Недели детской книги»; • 20 - проведение акций «Подари книгу библиотеке», «Бук-кроссинг». На классном уровне: -проведение рейдов по проверке внешнего вида учебников; - проведение праздника «Посвящение в читатели» для второклассников; - работа с представителями библиотечного актива от классов (по желанию); - работа «Книжкиной больницы» На индивидуальном уровне: - работа с активом библиотеки по особому плану; - индивидуальные консультации по выбору чтения; - оказание помощи в самоподготовке к исследовательской деятельности, что способствует познавательной активности, умению выделять главное, существенное; - оказание помощи в подготовке проекта по литературе; - руководство чтением «маленьких вундеркиндов», с удовольствием читающих словари и энциклопедии. 4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ воспитательной работы в МБОУ «СШ № 5 Г.СНЕЖНОЕ» проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Самоанализ в МБОУ «СШ № 5 Г. СНЕЖНОЕ» осуществляется по следующим направлениям; 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. 2. Воспитательная деятельность педагогов. 3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации. 4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации 5. Состояниеорганизуемойвшколесовместнойдеятельностиобучающихсяивзрослых. 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ осуществляется заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями (законными представителями), хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации. 21 Способами получения информации о состоянии организуемой в образовательной организации совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации. Внимание при этом сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: - проводимых общешкольных ключевых дел; - совместной деятельности классных руководителей и их классов; - организуемой в образовательной организации внеурочной деятельности; - реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; -существующего в образовательной организации ученического самоуправления; - функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений; - проводимых в образовательной организации экскурсий, экспедиций, походов; - профориентационной работы образовательной организации; - работы школьных медиа; - организации предметно-эстетической среды образовательной организации; - взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в образовательной организации совместной деятельности обучающихся и взрослых Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ осуществляется заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями (законными представителями), хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации. Способами получения информации о состоянии организуемой в образовательной организации совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации. Внимание при этом сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: - проводимых общешкольных ключевых дел; - совместной деятельности классных руководителей и их классов; - организуемой в образовательной организации внеурочной деятельности; - реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - существующего в образовательной организации ученического самоуправления; - функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений; - проводимых в образовательной организации экскурсий, экспедиций, походов; - профориентационной работы образовательной организации; - работы школьных медиа; - организации предметно-эстетической среды образовательной организации; - взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. 22 Приложение КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МБОУ «СШ №5 Г. СНЕЖНОЕ» Модуль «Ключевые общешкольные дела» Дела, события ,мероприятия Участники Время Ответственные Праздник «День знаний» День солидарности в борьбе с терроризмом. Уроки мужества и патриотизма: «Донбасс никто не ставил на колени…!» «Героям-освободителям слава! » Международный день мира. Акция «Мы за мир!». Линейка Мира. КТД «Макулатурнир» 1 октября – день пожилых людей. Поздравительный экспресс «С открытым сердцем и добрым словом» Памятная акция «Звонок для ангелов Донбасса» Неделя психологии Общешкольная акция «Белые крылья памяти» День Государственного флага ДНР. 16 ноября – Всемирный День толерантности» День маатери Декада превентивного воспитания «Береги здоровье смолоду!» Акция «День Святого Николая» Уроки мужества «День неизвестного солдата» Дни Здорового образа жизни Декада правового воспитания «Закон и подросток» Новогодний праздник для учеников, учителей и родителей ЕЧО «Сталинградской битве посвящается» Декада профориентации «Выбери своё будущее» Декада патриотического воспитания «Патриотизм – категория вечная!» Уроки памяти «Живая память» ко Дню вывода войск из Афганистана Конкурс строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества «Аты-баты, шли солдаты!» 23 Конкурсная программа «Сразимся, джентльмены!» Классные часы «Праздник армии родной» Конкурс плакатов к Международному дню 8 Марта Праздничный концерт к 8 Марта Всемирный День гражданской обороны (По отдельному плану) ЕЧО «Беда по имени туберкулёз» ЕЧО « Эхо Чернобыльской трагедии» Конкурс чтецов ко Дню Дню Земли Космонавтики и Конкурс чтецов «Стихи, войной» Акция «Бессмертный полк» рождённые Торжественная линейка «Последний звонок» Недели безопасности Коллективное творческое дело: Чествование учеников, проявивших себя в учебной, исследовательской, спортивной, творческой, общественной деятельности на благо школы и социума Модуль «Самоуправление» Дела, события, мероприятия Выборы представителей классов в Совет старшеклассников школы Установочная встречаСовета старшеклассников школы Определение плана работыСовета старшеклассников школы и распределение обязанностей Подготовка, организация и проведение Дня учителя в школе Подготовка, организация и проведение Общешкольного турнира по настольным играм Подготовка, организация и проведение внутришкольных турниров: по мини-футболу, по шахматам, по шашкам. Подготовка, организация и проведение Танцевальных перемен для учащихся начальной школы Подготовка, организация и проведение новогодних праздников в школе Подготовка, организация и проведение спортивного праздника «Зимние забавы» Участники Время Ответственные 24 Итоговый сборСовета старшеклассников школы Модуль «Профориентация» Дела, события, мероприятия Оформление стендов профориентационной направленности Размещение информации по профориентации на школьном сайте Циклы профориентационных часов общения: ■ «Профессии наших родителей», ■ «Мир профессий», ■ «Жизненный путь» Встречи с представителями различных профессий, в том числе из родителей обучающихся Участники Время Ответственные Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях Участие школьников во всероссийских профориентационных проектах «Проектория», «Навигатум»,«Поступи онлайн», «Большая перемена», «Билет в будущее»,«Шоупрофессий». Профориентационное онлайн-тестирование. Экскурсии на предприятия города Посещение профессиональных учебных заведений в Дни открытых дверей в вузах и колледжах Индивидуальные консультации психолога дляшкольниковиихродителейповопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей Профориентационные деловые игры: ■ «Калейдоскоп профессий», ■ «Дороги, которые мы выбираем», ■ «На распутье» Модуль «Детские общественные объединения» Организация деятельности школьной организации "Радуга" Участие в акциях Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Дела, события,мероприятия Участники Время Ответственные Коллективообразующие сентябрьские экскурсии и походы выходного дня подростковых классов «Мы снова вместе» Адаптационныйквест для пятиклассников «Путешествие по школе и ее окрестностям» «Золотая осень»: школьныйтурслет, посвященный Всемирному дню туризма 25 Поход выходного дня «Операция Зимовье»: развешивание в лесу кормушек для Зимующих птиц Поход выходного дня «Операция Скворечник»: развешивание в лесу Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Дела, события, мероприятия Участники Время Ответственные Время Ответственные Оформление интерьеров школьных помещений к Дню знаний, Дню учителя, Новому году, 23 февраля, 8 марта, Дню Победы, празднику Последнего звонка Создание в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена «Книговорот»: Мероприятия, приуроченные к Международному дню школьных библиотек 25 октября Сменные выставки рисунков, плакатов и поделок учащихся ,посвященные Дню учителя, Дню матери, Всемирному дню Земли, Дню Победы Экспозиция «Бессмертный полк школы», приуроченная ко Дню Победы Модуль «Работа с родителями» Дела, события, мероприятия Участники День индивидуальных онлайн и офлайн консультаций родителей с учителямипредметниками Заседания Общешкольного родительского комитета Родительские собрания Родительский лекторий (советы психолога) Блиц-лекции, проводимые в рамках родительских собраний: «Что такое рациональное питание школьника»; «Простые упражнения для развития внимания и памяти ребенка»; «Развивающие настольные игры в семье»; «Конфликты и детские истерики: реакции и поведение взрослых»; «Гаджеты и психическое здоровье ребенка»; «Как развить мотивацию к учению»; «Если ребенок стал жертвой буллинга». «Ценности, которым нет цены»: дискуссия в Рамках Международного дня семьи 15 мая Акция «Бессмертный полк» Круглый стол для учащихся 9-11 классов с 26 участием родителей «Моя будущая профессия – мой осознанный выбор». Создание на школьном сайте вкладки «Родителям» и регулярное обновление материалов ее рубрик Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми экскурсии, походы Работа Совета Профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания Модуль «Волонтёрство» Дела, события, мероприятия Участники Время Ответственные Участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе городского характера) Участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы Участие школьников в работе на прилегающей к школе территории Участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров Модуль «Библиотека-территория воспитания» Дела, события, мероприятия Участники Время Ответственные Книжная выставка ко Дню знаний Книжная выставка ко дню борьбы с терроризмом Книжная выставка к Неделе, Месячнику безопасности дорожного движения Книжная выставка и подборка литературы к юбилейным датам русских писателей и поэтов Информационный час ко Дню мира Подбор литературы к Международному дню пожилых людей Экскурсия «Первое посещение библиотеки» Литературные и информационные часы, посвященные знаменательным и памятным датам 27 Библиотечные уроки Игры-викторины к юбилеям детских писателей Конкурс чтецов он-лайн, конкурсы чтецов традиционные Громкие чтения произведений детских писателей Проверка учебников Акция «Подари книгу библиотеке» Неделя детской и юношеской книги (по отдельному плану) Модуль «Классное руководство» Согласно индивидуальным планам воспитательной работы классных руководителей Модуль «Школьный урок» Согласно календарно-тематическим планам учителей-предметников Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Согласно Программам и планам внеурочной деятельности педагогов МБОУ «СШ№ 5 Г. Снежное» 28 29