СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………….3 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»…..3 3. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» ………….…….4 4. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ…..4 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»……………………5 5 КЛАСС…………………………………………………………………………………5 6 КЛАСС ………………………………………………………………………………...6 6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ….7 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………….………………7 МЕТОПРОЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………….8 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………………...9 5 КЛАСС………………………………………………………………………………….9 6 КЛАСС ………………………………………………………………………………..10 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2 Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена на основании - Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 28.12.2021); - Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 21-НП (далее – ГОС ООО); с учетом - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022г. № 586. Устава МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА СНЕЖНОЕ», утвержденного приказом отдела образования администрации города Снежное от 07.07.2021г № 224; - Рабочего учебного плана образовательной организации; - Рабочего учебного календарного графика образовательной организации. Программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5-6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации). Программа является основой для составления авторских учебных программ и учебников, поурочного планирования курса учителем. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе: цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, 3 как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов; теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах; информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. 3. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» Изучение информатики в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая: формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения; формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе; формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии. 4. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5-6 классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по информатике для 5-6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для 4 дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5-6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7-9 классах. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 5 класс Цифровая грамотность Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на вебстранице. Поисковые системы. Поиск информации, по ключевым словам, и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. Теоретические основы информатики Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные – записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Алгоритмизация и основы программирования Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования. Информационные технологии Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. 5 Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. 6 класс Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. Теоретические основы информатики Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Алгоритмизация и основы программирования Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Информационные технологии Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. 6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение информатики в 5-6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: 6 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия 7 Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя 8 свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. Предметные результаты 5 класс соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение; понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»; искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации; запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»; составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов; создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений; 9 создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения; создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию. 6 класс ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов; защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты; пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных; сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; разбивать задачи на подзадачи; составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами; объяснять различие между растровой и векторной графикой; создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов; создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы; создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации. 10 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 5 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Всего: Количество часов 7 3 10 12 2 34 Всего: Количество часов 4 6 12 10 2 34 Название раздела Цифровая грамотность Теоретические основы информатики Алгоритмизация и основы программирования Информационные технологии Резерв часа 6 класс Название раздела Цифровая грамотность Теоретические основы информатики Алгоритмизация и основы программирования Информационные технологии Резерв часа 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ Всего 68 часов, из них 4 часа – резервное время 5 класс (1 час в неделю, всего – 34 часа, 2 часа – резервное время) Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 1. Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе (2 часа) Тема 2. Программы для компьютеров. Файлы и папки (3 часа) Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Учебное содержание Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов) Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывод - Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами. Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение. Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации Программы для компьютеров. Объяснять содержание понятий Пользователи и программисты. «программное обеспечение», «операционная Прикладные программы (приложения), системное программное система», «файл». обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы - Определять программные средства, программы (приложения). необходимые для осуществления Имя файла (папки, каталога). информационных процессов при решении Практическая работа № 1. Запуск, работа и завершение работы задач клавиатурного тренажёра. Практическая работа № 2. Создание, сохранение и загрузка 12 Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 3. Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете (2 часа) Тема 4. Информация в жизни человека (3 часа) Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Учебное содержание текстового и графического файла. Практическая работа № 3. Выполнение основных операций с файлами и папками (создание, переименование, сохранение) под руководством учителя Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск - Раскрывать смысл изучаемых понятий. информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск - Осуществлять поиск информации по информации по ключевым словам и по изображению. ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила Обсуждать способы проверки безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. достоверности информации, полученной из Виды аутентификации (аутентификация по паролям, Интернета. аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, - Обсуждать ситуации, связанные с аутентификация через географическое местоположение, безопасным поведением в Интернете. многофакторная аутентификация). - Различать виды аутентификации. Пароли для аккаунтов в социальных сетях. - Различать «слабые» и «сильные» пароли. Кибербуллинг. - Анализировать возможные причины Практическая работа № 4. Поиск информации по ключевым кибербуллинга и предлагать способы, как словам и по изображению. Сохранение найденной информации его избежать Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа) Информация в жизни человека. Способы восприятия информации - Раскрывать смысл изучаемых понятий. человеком. Роль зрения в получении человеком информации. - Различать виды информации по способам Компьютерное зрение. её восприятия человеком. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные – Осуществлять кодирование и записанная (зафиксированная) информация, которая может быть декодирование информации предложенным обработана автоматизированной системой. способом. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые помощники и пр.) 13 Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 5. Алгоритмы и исполнители (2 часа) Тема 6. Работа в среде программирования (8 часов) Тема 7. Графический редактор (3 часа) Тема 8. Текстовый редактор (6 часов) Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Учебное содержание Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов) Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные - Раскрывать смысл изучаемых понятий. алгоритмы. Циклические алгоритмы - Приводить примеры неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире. - Приводить примеры циклических действий в окружающем мире Составление программ для управления исполнителем в среде - Раскрывать смысл изучаемых понятий. блочного или текстового программирования. Анализировать пользовательский Практическая работа № 5. Знакомство со средой интерфейс применяемого программного программирования. средства. Практическая работа № 6. Реализация линейных алгоритмов в - Определять условия и возможности среде программирования. применения программного средства для Практическая работа № 7. Реализация циклических алгоритмов в решения типовых задач среде программирования Раздел 4. Информационные технологии (12 часов) Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. - Раскрывать смысл изучаемых понятий. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами Анализировать пользовательский изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. интерфейс применяемого программного Практическая работа № 8. Создание и редактирование простого средства. изображения с помощью инструментов растрового графического - Определять условия и возможности редактора. применения программного средства для Практическая работа № 9. Работа с фрагментами изображения с решения типовых задач. использованием инструментов графического редактора Планировать последовательность действий при создании и редактировании растрового изображения Текстовый редактор. Правила набора текста. - Раскрывать смысл изучаемых понятий. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка Анализировать пользовательский правописания. Расстановка переносов. интерфейс применяемого программного 14 Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 9. Компьютерная презентация (3 часа) Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Учебное содержание Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Практическая работа № 10. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Практическая работа № 11. Редактирование текстовых документов (проверка правописания; расстановка переносов). Практическая работа № 12. Форматирование текстовых документов (форматирование символов и абзацев). Практическая работа № 13. Вставка в документ изображений Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. Практическая работа № 14. Создание презентации на основе готовых шаблонов Резервное время – 2 часа 15 средства. - Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. - Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом - Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. - Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач 6 класс (1 час в неделю, всего – 34 часа, 2 часа – резервное время) Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 1. Компьютер (1 час) Тема 2. Файловая система (2 часа) Тема 3. Защита от вредоносных программ (1 час) Тема 4. Информация и информационные процессы (2 часа) Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Учебное содержание Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа) Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные - Раскрывать смысл изучаемых понятий. компьютеры, суперкомпьютеры - Характеризовать типы персональных компьютеров Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к - Раскрывать смысл изучаемых понятий. файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). - Выполнять основные операции с файлами Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: и папками. создание, копирование, перемещение, переименование и удаление - Находить папку с нужным файлом по файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами заданному пути операционной системы. Практическая работа № 1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Практическая работа № 2. Поиск файлов средствами операционной системы Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. - Раскрывать смысл изучаемых понятий. Программы для защиты от вирусов. - Осуществлять защиту информации от Встроенные антивирусные средства операционных систем компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов) Информационные процессы. - Раскрывать смысл изучаемых понятий. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). - Приводить примеры информационных Практическая работа № 3. Преобразование информации, процессов в окружающем мире. 16 Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Учебное содержание представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст - Выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи. - Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму. - Разрабатывать алгоритм преобразования информации Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в - Раскрывать смысл изучаемых понятий. Тема 5. Двоичный двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых - Подсчитывать количество всевозможных код (2 часа) комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. слов (кодовых комбинаций) фиксированной Преобразование любого алфавита к двоичному длины в двоичном алфавите Информационный объём данных. Бит – минимальная единица коли- - Раскрывать смысл изучаемых понятий. Тема 6. Единицы чества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, - Применять в учебных и практических измерения гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница задачах соотношения между единицами информации (2 часа) текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, измерения информации. полнометражный фильм) Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов) Среда текстового программирования. Управление исполнителем - Раскрывать смысл изучаемых понятий. Тема 7. Основные (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. - Выявлять общие черты и различия в алгоритмические средах блочного и текстового конструкции (8 часов) Переменные. Практическая работа № 4. Разработка программ для управления программирования. исполнителем в среде текстового программирования с - Анализировать готовые алгоритмы использованием циклов. управления исполнителем, исправлять в них Практическая работа № 5. Разработка программ в среде ошибки. текстового программирования, реализующих простые вычисли- - Применять алгоритмические конструкции тельные алгоритмы. «следование» и «цикл» Практическая работа № 6. Разработка диалоговых программ в 17 Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 8. Вспомогательные алгоритмы (4 часа) Тема 9. Векторная графика (3 часа) Тема 10. Текстовый процессор (4 часа) Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Учебное содержание среде текстового программирования Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных - Раскрывать смысл изучаемых понятий. алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. -Осуществлять разбиение задачи на Практическая работа № 7. Разработка программ для управления подзадачи. исполнителем в среде текстового программирования с Анализировать работу готовых использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). вспомогательных алгоритмов (процедур). Практическая работа № 8. Разработка программ для управления Самостоятельно создавать исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с вспомогательные алгоритмы (процедуры) использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с для решения поставленных задач параметрами Раздел 4. Информационные технологии (10 часов) Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными - Раскрывать смысл изучаемых понятий. средствами текстового процессора или других программ Анализировать пользовательский (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. интерфейс применяемого программного Практическая работа № 9. Исследование возможностей средства. векторного графического редактора. Масштабирование готовых - Определять условия и возможности векторных изображений. применения программного средства для Практическая работа № 10. Создание и редактирование решения типовых задач. изображения базовыми средствами векторного редактора (по Планировать последовательность описанию). действий при создании векторного Практическая работа № 11. Разработка простого изображения с изображения. помощью инструментов векторного графического редактора (по - Сравнивать растровые и векторные собственному замыслу) изображения (цветопередача, возможности масштабирования, размер файлов, сфера применения) Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью - Раскрывать смысл изучаемых понятий. списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Анализировать пользовательский Добавление таблиц в текстовые документы. интерфейс применяемого программного Практическая работа № 12. Создание небольших текстовых средства. 18 Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 11. Создание интерактивных компьютерных презентаций (3 часа) Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Учебное содержание документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками. Практическая работа № 13. Создание небольших текстовых документов с таблицами. Практическая работа № 14. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. Практическая работа № 15. Создание презентации с гиперссылками. Практическая работа № 16. Создание презентации с интерактивными элементами Резервное время – 2 часа 19 - Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач - Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. - Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. - Планировать структуру презентации с гиперссылками. - Планировать структуру презентации с интерактивными элементами При разработке программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 20 21