1 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5 III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 7 IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ (поурочное) ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 V. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ 18 VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 21 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2022г. № 682), Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), рабочей программы к предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова и содержит перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, их саморазвитие и самосовершенствование. Программа реализуется общеобразовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов. Программа выполняет две основные функции: информационно-методическую функцию - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета; организационно-планирующую функцию - предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса. Программа направлена на получение знаний, навыков, отношений и ценностных ориентаций, необходимых человеку для эффективного социального функционирования, реализации его жизненных целей и задач. Цели и задачи изучения обществознания в школе на уровне основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества гражданско-правовых ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в образовательном процессе, так и в широком социальном и общественном контексте. Методология отбора содержания программного материала базируется на системе научных идей и понятий обществоведческой науки, общечеловеческих ценностях (право, справедливость, права и свободы человека), современных психолого-педагогических требованиях к обучению учеников основной школы, ценностях современного гражданского общества и правового государства. Усвоение учащимися учебного содержания, предлагаемого данной Программой, обеспечивает обретение ими отраслевых и базовых компетентностей. Отбор учебного материала для содержания Программы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6-9 класса, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта основного общего образования, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и 3 разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования и патриотического воспитания, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов. Программа построена на объединении личностно-ориентированного, метапредметного, системно-деятельностного и компетентностного подходов к обучению. Содержание Программы структурировано по проблемно-тематическому принципу. Соотношение содержания обществоведческого образования на уровне основного и среднего общего образования определяется с учетом принципа преемственности образования и специфики каждой из этих ступеней. Программа нацелена на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции Донецкой Народной Республики, Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи и других основополагающих нормативно-правовых актах. В Программе определенное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Значительное место отводится материалу, служащему формированию у подростков младшего и среднего возраста активной гражданской позиции. Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся представлены в Программе в виде перечня умений и навыков, которые должны приобрести школьники во время изучения той или другой темы. Они отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта основного общего образования, являются их детальной конкретизацией, на которую должен ориентироваться учитель, обеспечивая выполнение учебного плана. Программа может выступать ориентиром для составления авторских учебных программ и учебных пособий, а также использоваться в качестве Рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения. Программа ориентирована на использование УМК под ред. Л. Н. Боголюбова. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовнонравственное становление личности человека. Социальные функции обществоведческого знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию их в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в 6-11 классах общеобразовательных организаций. Фундаментом данного курса являются научные знания об обществе и человеке. Содержание образования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Все это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. 4 Соотношение содержания обществоведческого образования на уровне основного общего и среднего общего образования определяется с учетом принципа преемственности обществоведческого образования и специфики каждой из этих ступеней. Независимо от уровня общего образования изучение обществознания должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, формирование их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Курс «Обществознание» на уровне основного общего образования представляет собой один из вариантов реализации новой структуры дисциплин обществоведческого цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических, социальных, политических, гражданских отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Цели и задачи изучения обществознания на уровне основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей: развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантное отношение к представителям других народов и стран. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Человек. Деятельность человека Выпускник научится: ‒ использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; ‒ характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; ‒ в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; ‒ характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; ‒ приводить примеры основных видов деятельности человека; ‒ выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. 5 Выпускник получит возможность научиться: ‒ выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; ‒ оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; ‒ оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; ‒ использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; ‒ моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: ‒ демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; ‒ распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; ‒ характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; ‒ различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; ‒ выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; ‒ характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; ‒ на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; ‒ раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; ‒ конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: ‒ наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; ‒ выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; ‒ осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: ‒ раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; ‒ различать отдельные виды социальных норм; ‒ характеризовать основные нормы морали; ‒ критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; ‒ раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; ‒ характеризовать специфику норм права; ‒ сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; ‒ раскрывать сущность процесса социализации личности; ‒ объяснять причины отклоняющегося поведения; 6 ‒ описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: ‒ использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; ‒ оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: ‒ характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; ‒ описывать явления духовной культуры; ‒ объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; ‒ оценивать роль образования в современном обществе; ‒ различать уровни общего образования в Донецкой Народной Республике и Российской Федерации; ‒ находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; ‒ описывать духовные ценности народа Донбасса и выражать собственное отношение к ним; ‒ объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; ‒ учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; ‒ раскрывать роль религии в современном обществе; ‒ характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: ‒ описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; ‒ характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; ‒ критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете . III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В 6 классе Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни». В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей 7 людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя, государственного устройства, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя, государственного устройства, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. 8 IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Кол-во Тема и содержание урока (примерно) урока часов 1 1 Введение. 2-14 13 Тема1. Человек в социальном измерении. Человек – личность. Человек. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий 2-3 2 человека и животного. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. 4 1 Познание человеком мира и себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Учимся узнавать и оценивать себя. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между 5 1 поколениями. Особенности подросткового возраста. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. 6-7 2 Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Знания и умения как условие успешной деятельности. Роль деятельности в жизни человека и общества. Потребности человека. Биологические, социальные, духовные потребности. Способности и потребности человека. Индивидуальный характер потребностей. Люди с 8-9 2 ограниченными возможностями и особыми потребностями. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства На пути к жизненному успеху. 10-11 2 Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». 12-13 2 Человек — личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять. 14 1 Итоговый урок. 15-25 11 Тема2. Человек среди людей. Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. 15-16 2 Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы 17-18 2 формальные и неформальные. Личные и деловые отношения. Лидеры. Групповые нормы Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. 19-20 2 Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. 21-22 2 Межличностные конфликты, причины их возникновения, способы их разрешения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. 9 23-24 2 25 26-34 1 9 26-27 2 28-29 2 30 1 31-32 2 33 34 1 1 № урока 1 2-14 2 3-4 5-6 7 8 Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей». Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду. Итоговый урок. Тема3. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Добро, смелость и страх. Человечность. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни». Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро. Итоговый урок. Итоговый урок по курсу 7 класс Кол-во Тема и содержание урока (примерно) часов 1 Введение. 13 Тема1. Регулирование поведения людей в обществе. Учимся жить по правилам. 1 Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и обязанности граждан. Гражданство Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности 2 гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Учимся пользоваться своими правами. Почему важно соблюдать закон. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон 2 и справедливость. Общественные ценности. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Защита Отечества. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. 1 Важность подготовки к исполнению воинского долга. Гражданственность и патриотизм. Для чего нужна дисциплина. 1 Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя 10 9-10 2 11-12 2 13 14 15-28 1 1 14 15-16 2 17 1 18 1 19-20 2 21 1 22 1 23-24 2 25 1 26 1 27 28 29-34 1 1 6 дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни Виновен – отвечай. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». Итоговый урок. Тема2. Человек в экономических отношениях. Экономика и её основные участники. Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Обмен. Потребление. Собственность. Мастерство работника. Мастерство работника. Рынок труда. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Пенсионное обеспечение. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Разделение труда и специализация. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Распределение. Факторы производства. Виды и формы бизнеса. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Рынок капиталов Обмен, торговля, реклама. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги и их функция. Понятие денег. Функции и формы денег Исторические формы эквивалента стоимости. Экономика семьи. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях». Итоговый урок. Тема 3. Человек и природа. 11 29 1 30 1 31 1 32 33 34 1 1 1 Человек — часть природы. Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охранять природу — значит охранять жизнь. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. Практикум по теме «Человек и природа». Итоговый урок. Итоговый урок по курсу 8 класс № урока 1 2-7 2 3 4 5 6 7 8-15 8 Кол-во Тема и содержание урока (примерно) часов 1 Введение. 6 Тема1. Личность и общество. Человек, индивид, личность. Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Общество как форма жизнедеятельности людей. Мышление и речь 1 — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Человек, общество и природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и 1 окружающей среды. Взаимосвязь общества и природы. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Развитие общества. Социальные изменения и их формы Типы 1 обществ. Общественный прогресс Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы.. 1 Усиление взаимосвязей стран и народов Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.. Современное российское общество, особенности его развития.. Становление личности. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. 1 Качества сильной личности. Социализация индивида. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Уважение социального многообразия. 1 Итоговый урок. Практикум. 8 Тема2. Сфера духовной культуры. Духовная жизнь. 1 Сфера духовной культуры и её особенности. Культура, ее многообразие и 12 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 14 1 15 16-21 1 6 16 1 17 1 18 1 19 1 основные формы. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современном обществе. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Моральная ответственность. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Система образования в Донецкой Народной Республике. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Непрерывность образования. Самообразование. Наука. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Религия. Религия как форма культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мировые религии. Итоговый урок. Практикум Тема3. Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Социальный статус личности. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Нации и межнациональные отношения. Этнос и нация. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном 13 20 1 21 22-34 1 13 22 1 23 1 24 1 25 1 26 1 27 1 28 1 29 1 30 1 31 1 32 1 обществе. Национальное самосознание. Россия – многонациональное государство. Полиэтническая уникальность народа Донбасса. Социальная политика Российского государства. Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Итоговый урок. Практикум Тема 4. Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Понятие собственности. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков. Производство – основа экономики. Производство основа экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Инфляция. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Защита от финансовых махинаций. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Потребление. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.. Экономические основы защиты прав потребителя. Семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Понятие безработицы. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении 14 33 1 34 1 № урока 1 2-12 2 3 4 5 6 7 8 9 10-11 занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. Мировая экономика. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Итоговый урок. Практикум 9 класс Кол-во Тема и содержание урока (примерно) часов 1 Введение. 11 Тема1. Политика. Политика и власть. Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Основные 1 направления политической деятельности. Разделение властей. Средства массовой информации в политической жизни. Государство. Происхождение государства. Понятие и признаки государства. Функции 1 государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Разделение властей. Институт гражданства. Внутренняя и внешняя политика государства. Политические режимы. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. 1 Политический режим. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Гражданское общество и правовое государство. Власть в правовом 1 государстве. Принципы правового государства. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – 1 федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Наше государство - Донецкая Народная Республика. Конституция и государственные символы Донецкой Народной Республики. Органы 1 государственной власти в Донецкой Народной Республике. Суд и правоохранительные органы в Республике. Гражданин Донецкой Народной Республики. Гражданское общество и государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства. 1 Местное самоуправление. Общественная палата. Учимся участвовать в жизни гражданского общества Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. 1 Обращения в органы власти. Референдум. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения. 2 Общественно-политические движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения. Участие партий в выборах. Политическая 15 12 13- 1 22 13 1 14-15 2 16 1 17 1 18 1 19 1 20-21 2 22-23 2 24-25 2 жизнь. Влияние СМИ на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Итоговый урок. Практикум Тема 2. Право. Роль права в жизни человека, общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Источники права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация. Правоотношения и субъекты права. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Полиция. Судебная система. Конституционный суд. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Конституция – основной закон государства. Этапы развития Конституции. Основные задачи и структура Конституции. Особенности Конституции ДНР. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Донецкой Народной Республики. Основы конституционного строя ДНР. Народовластие. Правовое государство. Глава государства. Органы законодательной и исполнительной власти. Конституционные основы судебной системы. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства Права и свободы человека и гражданина. Права человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права, свободы человека и гражданина, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ и в ДНР. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Гражданские правоотношения. Гражданское право. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Способы защиты гражданских прав. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности.Право собственности на землю. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей, защита прав потребителей. Трудовые правоотношения. 16 26 1 27 1 28-29 2 30 1 31 1 32 1 33 34 1 1 Право на труд. Трудовые отношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Трудоустройство несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.Правовой статус несовершеннолетнего работника. Учимся устраиваться на работу. Семейные правоотношения. Юридические понятия семьи и брака. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Семья под защитой государства. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Административное право. Понятие, виды и формы административных правоотношений. Особенности административно-правовых отношений. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Цели наказания. Виды наказаний.Пределы допустимой самообороны. Социальные права. Конституционные гарантии и роль государства в обеспечении социальных прав. Право на жилище. Социальное обеспечение. Охрана здоровья. Учимся читать юридические документы и применять их положения. Гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право и его значение. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Право на образование. Права, обязанности и ответственность обучающихся. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Итоговый урок. Практикум Итоговый урок по курсу. 17 V. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 класс Раздел // Тема Требования к учебным достижениям обучающихся Обучающийся: Человек. значение, использование термина «обществознание»; Деятельность знает имеет представление о связи обществознания с другими науками; человека. раскрывает на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»; Тема: использует элементы причинно-следственного анализа при характеристике Человек в социальных параметров личности; характеризует особенности познания социальном человеком мира и самого себя, деятельность человека, её отдельные виды.; измерении. оценивает собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику; сравнивает себя и свои качества с другими людьми; приводит примеры проявления различных способностей людей; описывает и иллюстрирует примерами различные мотивы деятельности; использует элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности; выявляет условия и оценивать качества собственной успешной деятельности; характеризует и иллюстрирует примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; описывает особые потребности людей с ограниченными возможностями; исследует несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств; характеризует и конкретизирует примерами роль труда в достижении успеха в жизни; формулирует свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха; показывает на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты; находит и извлекает информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа. Обучающийся: Общество. описывает межличностные отношения и их отдельные виды, большие и Тема: малые, формальные и неформальные группы; приводить примеры таких Человек среди групп.; показывает проявления сотрудничества и соперничества на людей. конкретных примерах; описывает с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе; оценивает собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения; исследует практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание; характеризует и иллюстрирует примерами групповые нормы, общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей; описывает с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе, практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание, практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства, сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; оценивает собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, собственное умение общаться; иллюстрирует с помощью примеров различные цели и средства общения; сравнивает и сопоставляет различные стили общения; выявляет на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими; характеризует варианты поведения в конфликтных ситуациях; объясняет, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта; выявляет и анализирует собственные типичные реакции в 18 Социальные нормы. Тема: Нравственные основы жизни. конфликтной ситуации; Обучающийся: характеризует и иллюстрирует примерами проявления добра; приводит примеры, иллюстрирующие золотое правило морали; оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали; на конкретных примерах дает оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях; оценивает предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла; раскрывает на примерах смысл понятия «человечность»; дает оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках; на примерах конкретных ситуаций оценивает проявления внимания к нуждающимся в нём; Раздел // Тема Социальные нормы Требования к учебным достижениям обучающихся Обучающийся: называет различные виды правил; приводит примеры индивидуальных и групповых привычек; определяет, как права человека связаны с его Тема: Регулирование потребностями; какие группы прав существуют; дает определение поведения людей в выражения «права человека закреплены в законе»; характеризует обществе. почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы установления порядка в обществе; раскрывает на примерах чём смысл справедливости; оценивает свободу в разных понятиях и ситуациях; отвечает на вопрос и приводит примеры , почему свобода не может быть безграничной, почему нужна регулярная армия; определяет, что такое дисциплина, каковы последствия нарушения дисциплины; какие органы называются правоохранительными и какие задачи оно решают; описывает признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних; Социальные нормы Тема: Регулирование поведения людей в обществе. Экономика Тема: Человек в экономических Обучающийся: называет различные виды правил; приводит примеры индивидуальных и групповых привычек; определяет, как права человека связаны с его потребностями; какие группы прав существуют; дает определение выражения «права человека закреплены в законе»; характеризует почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы установления порядка в обществе; раскрывает на примерах чём смысл справедливости; оценивает свободу в разных понятиях и ситуациях; отвечает на вопрос и приводит примеры , почему свобода не может быть безграничной, почему нужна регулярная армия; определяет, что такое дисциплина, каковы последствия нарушения дисциплины; какие органы называются правоохранительными и какие задачи оно решают; описывает признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних; Обучающийся: характеризует роль потребителя и производителя в экономике; описывает различные формы организации хозяйственной жизни, составляющие квалификации работника; характеризует факторы, влияющие на размер зарплаты работника; раскрывать роль производства 19 отношениях. в удовлетворении потребностей общества; объясняет значение разделения труда в развитии производства; различает общие, постоянные и переменные затраты производства; объясняет значение бизнеса в экономическом развитии страны; характеризует особенности предпринимательской деятельности; объясняет условия осуществления обмена в экономике; характеризует торговлю и её формы; раскрывает роль рекламы в развитии торговли; описывает виды денег, закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов; характеризует виды страховых услуг; исследует несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя, связанные с достижением успеха в бизнесе; объясняет взаимосвязь квалификации, количества и качества труда; выражает собственное отношение к бизнесу с морально – этических позиций; оценивает своё поведение с точки зрения рационального покупателя. 9 класс Раздел // Тема Требования к учебным достижениям обучающихся Обучающийся: Политическая сфера жизни общества объясняет понятия: власть, государство, конституция; Тема: государственная власть, политика, политический режим; Политика. политическая система, суверенитет, национально-государственное устройство, сепаратизм, форма правления, республика, гражданин; местное самоуправление; гражданское общество, правовое государство; называет признаки и формы государства; органы законодательной, исполнительной и судебной власти; принципы правового государства; основные признаки гражданского общества; характеризует влияние СМИ на политическую жизнь общества; функции государства; конституционный строй Донецкой Народной Республики; Конституцию ДНР как основной закон государства; роль местного самоуправления в жизни гражданского общества; объясняет причины возникновения государства; что такое политическая система общества, принципы организации государственнной власти; при каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни; как гражданин может воздействовать на власть; какие действия являются проявлениями политического экстремизма; приводит примеры влияния СМИ на политическую жизнь общества; работает с текстом учебника; анализирует роль политики в жизни общества; структуру конституции; систему государственной власти в Республике; формы осуществления самоуправления в Донецкой Народной Республике; различает основные виды политических режимов; определяет характер отношений государства и власти; использует ранее изученный материал для решения практических задач; Гражданин и Обучающийся: понятия: правоотношения и субъекты права; государство. Основы объясняет правоотношения и юридическая ответственность; российского правоохранительные органы; права и свободы человека и гражданина; законодательства гражданские, социальные, трудовые, Тема: семейные правоотношения; международно-правовая защита; 20 Право. правовое регулирование отношений; называет: формы и виды административной и уголовной ответственности; меры предельно необходимой самообороны; допустимые действия в случае крайней необходимости; виды гражданско-правовых договоров; характеризует систему права Донецкой Народной Республики; Конституцию ДНР как основной закон государства; роль местного самоуправления в жизни гражданского общества; объясняет принцип системы работы правоохранительных органов, их взаимодействи; приводит примеры прав и свобод человека в демократическом правовом государстве; работает с текстом учебника; анализирует роль государства в общественной и социальной сферах жизни общества; формы осуществления государственного регулирования в рамках уголовного и административного права; различает основные виды правоотношений и виды ответственности; определяет характер отношений государства и личности, государства и гражданина; использует ранее изученный материал для решения практических задач; VI . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Конституция Донецкой Народной Республики; 2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»; 3. Государственный образовательный стандарт основного общего образования; 4. Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека. Пособие для учителя. М, 1995 5. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др. ] ; под ред. Боголюбова Л. Н., Лабезниковой А. Ю. – М. : Просвещение, 2016. – 207 с. 6. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др. ] ; под ред. Боголюбова Л. Н., Лабезниковой А. Ю. – М. : Просвещение, 2016. 7. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др. ] ; под ред. Боголюбова Л. Н., Лабезниковой А. Ю. – М. : Просвещение, 2016. 8. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др. ] ; под ред. Боголюбова Л. Н., Лабезниковой А. Ю. – М. : Просвещение, 2016. 9. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.: Дрофа, 2008. 10. Володина С.И. Обществознание. Основы правовых знаний. Учебник для 8-9 кл.:в 2-х ч./С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская.-М.:Академкнига/Учебник,2010 11. Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9–11 классы : разработки организационнодеятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007. 12. Данилов Д.Д. Обществознание. 8 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Д.Д. Данилов, Е.В. 21 22