СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка .................................................................................... НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Содержание курса внеурочной деятельности ............................................... Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности ....... Тематическое планирование .......................................................................... 2 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: - Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); - Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 21-НП (зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053)); - Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 22-НП (зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053)); - Государственного образовательного стандарта среднегообщегообразования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №121-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 79-НП); - Примерной основной образовательной программы начального общего образования Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 г. № 571); - Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендованных решением научнометодического совета Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт развития образования» (протокол от 25.08.2022 г. № 4); - Методических рекомендаций по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»,рекомендованных решением научно-методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»(протокол № 9 от 29.08.2022 года); - Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22, номер в реестре:2-3-0:0-0-01.0; - Примерного календарного плана воспитательной работы на 2022-2023 учебный год, утверждённого заместителем Министра просвещения Российской Федерации Д.Е.Грибовым от 10.06.2022 г № ДГ-120/06 ВН; Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Основными задачи: воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; формирование культуры поведения в информационной среде. 3 Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа №5 Г. СНЕЖНОЕ»: Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/35 часов в год в каждом классе. Содержание курса внеурочной деятельности Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: День знаний Наша страна – Россия 165- лет со дня рождения К.Э. Циолковского День музыки День пожилого человека День учителя День отца Международный день школьных библиотек День народного единства Мы разные, мы вместе День матери Символы России Волонтеры День Героев Отечества День Конституции Тема Нового года. Семейные праздники и мечты Рождество День снятия блокады Ленинграда 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского День Российской науки Россия и мир День защитника Отечества Международный женский день 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день театра День космонавтики. Мы – первые Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками День Земли День Труда День Победы. Бессмертный полк День детских общественных организаций Россия – страна возможностей Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; 4 признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; 5 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; 6 своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. 7 Тематическое планирование 1 - 2, 3 - 4 классы на 2022 – 2023 учебный год Планирование рассчитано на 1 час в неделю по понедельникам № 1 Тема занятия День знаний Дата 5.09 1–2 классы: «Зачем я учусь?» 3–4 классы «Зачем мне знания?» 2 Наша страна–Россия 12.09 1–2 классы: «Гдемы живём?» 3–4 классы: «От поколения к поколению:любовь россиян к Родине» 3 165 летсодня рожденияК. Э. 19.09 Основное содержание Знания – ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания – основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.Любовь к родному краю, способность любоваться природой,беречь её – часть любви к Отчизне. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека Деятельность учащихся Просмотр видеоролика о Дне знаний и о традициях этого праздника. Участие в эвристической беседе о традициях школы, обсуждение ответов на вопросы: «Почему важно учиться? Как быть, если что-то не знаешь или не умеешь?» и др. Участие в коллективной игрепутешествии (игре-соревновании), разгадывании загадок. Участие в викторине «Своя игра» Слушание музыкального произведения, просмотр видеоматериалов, в которых говорится о дорогом и близком в окружающем мире младшего школьника. Участие в беседе о том, с чего начинается понимание Родины, как проявляется любовь к Родине. Работа в парах с текстами,написанными в разные эпохи, но объединёнными идеей любви к Родине и личной ответственности за её судьбу К. Э. Циолковский – выдающийся учёный, Просмотр видеоролика с целью открывший дорогу к космическим полётам. знакомства с учёным, его жизнью и Циолковского 1–2 классы: «Мечтаю летать» 3–4 классы: «Мечтаю летать» 4 День пожилого человека 26.09 1–2 классы: «Традиции моей семьи» 3–4 классы: «Как создаются традиции?» Преемственность. 5 День учителя 3.10 Учитель – важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого 10.10 Мужчина, отец (отчество – от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в трудовой 1–2 классы: «Если бы я был учителем» 3–4 классы: «Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой» 6 День отца 1 –2 классы: Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам – исследователям космического пространства Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них 9 научным творчеством. Обсуждение новой информации о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого учёного К. Э. Циолковского. Участие в коллективной игресоревновании «К. Э. Циолковский – учёный и человек». Путешествие по интерактивной карте Обсуждение семейных традиций. Просмотр видеоролика с целью знакомства с праздником «День пожилых людей», с основным назначением этого праздника.Участие в выполнении интерактивных заданий (установление соответствия, группировка, классификация), которые помогут школьником понять важность семейных традиций и заботы о пожилых людях Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в разыгрывании сценок «Я – учитель», «Я и мои ученики».Участие в групповой, парной работе: создание рисунков «Наш класс», «Мой учитель», рисунка «Буква для первого предложения сказки Л.Н. Толстого». Работа с текстами (пословицами, стихотворениями), связанными с профессией учителя Обсуждение качеств отца, мужских профессий. Просмотр видеоролика о роли отца как родителя, «Отчество – от слова «отец» 3–4 классы: «Отчество – от слова «отец» деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать 7 День музыки 17.10 8 1–2 классы: «Я хочу увидеть музыку» 3–4 классы: «Я хочу услышать музыку» Традиционные семейные ценности 24.10 Семья – дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские – символ любви и взаимопонимания в семейной жизни 07.11 Рождение праздника «День народного единства». Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости 1–2 классы: «Я и моя семья» 3–4 классы: «Пётр и Феврония Муромские» 9 День народного единства 1–2 классы: «Что такое единство народа?» 10 образе отца в отечественной литературе. Групповая, парная работа: «Воскресный день моей семьи», участие в планировании выходного дня своей семьи Просмотр видеоролика о роли музыки в жизни человека, обсуждение содержания видеоролика. Участие в беседе «Я хочу увидеть музыку», «Я хочу слышать музыку». Групповая и парная работа по созданию иллюстрации «Я вижу музыку». Обсуждение творческого задания «Звуки природы» Обсуждение вопроса «Почемуговорят, что дерево держится корнями, а человек семьёй?». Участие в беседе о семейных традициях, интересном досуге и праздниках. Участие в коллективной, индивидуальной работе «Я и моя семья (составление семейного древа)». Обсуждение вопросов «Чему мы можем научиться у Петра и Февронии Муромских?», «Почему Пётр и Феврония стали символом любви и верности?» Участие в беседе о возникновении праздника «День народного единства». Обсуждение пословиц, связанных с единством народа, любовью к Родине. Знакомство с жизнью и подвигом К. 3–4 классы: «Когда мы едины – мы непобедимы» 10 Мы разные, мы вместе за подвиги граждан земли русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский – герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками 14.11 1–2 классы: «Память времён» 3–4 классы: «Память времён» 11 День матери 21.11 1 –2 классы: «Самое главное слово на земле» 3–4 классы: «Материнское сердце чаще бьётся» (С. Федин) 12 Символы России 1–2 классы: «Какие в нашей стране есть символы?» 28.11 Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений – основа развития общества и каждого человека. Патриотизм – чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама – человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чему других людей Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. 11 Минина и Д. Пожарского. Коллективная виртуальная экскурсия по историческим местам и памятникам, связанным с Днём народного единства. Участие в коллективной игре: составление пазла на основе полученной информации о событиях 1612 года Знакомство с понятием «преемственность поколений». Обсуждение качеств, которые отражают нравственные ценности и чувства.Участие в эвристической беседе о природе и заповедниках России. Соревнование команд на умение устанавливать соответствие между природными объектами и их названиям Обсуждение качеств матери, её роли хозяйки и хранительницы семейного очага. Просмотр видеоролика о роли матери, образе матери в отечественной литературе. Групповая, парная работа по обсуждению предложенных ситуаций, планированию помощи маме. Знакомство с символами России: обсуждение, называние, описание. Участие в беседе о правилах поведения человека при исполнении 3–4 классы: «Что может герб нам рассказать?» 13 День добровольца Уважение к государственной символике России – обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага 5.12 1–2 классы: «Если добрый ты, это хорошо» 3–4 классы: «Что я могу сделать для других?» 14 День Героев Отечества 12.12 1–2 классы: «С чего начинается Родина...» 3–4 классы: «История Отечества – история каждого из нас» 15 День Конституции 1–2 классы: «Где записаны права человека?» 3–4 классы: «Мои права и мои обязанности: в чем разница?» 19.19 гимна, при поднятии флага. Парная работа, связанная с применением полученной информации о символах страны, устройстве герба. Выполнение интерактивных заданий Кто такой доброволец? Деятельность Знакомство со значением слов добровольцев как социальное служение в «доброволец» «волонтёр»,«милосердие» военное и мирное время: примеры из «гуманность». истории и современной жизни. Просмотр видеоролика, обсуждение Качества людей, которых называют примеров социального служения в добровольцами: милосердие, гуманность, мирное и военное время. доброта. Парная работа по анализу текстов, в Как я могу проявить добрые чувства к которых описаныситуации проявления другим людям? доброты, гуманности, милосердия С чего начинается Родина: колыбельная Просмотр и обсуждение песня мамы, первая игрушка, первая книга. видеоролика, содержание которого Малая Родина: родная связано с событиями из истории природа, школа, друзья, культура и нашей страны. Участие в эвристической история родного края. Ответственность беседе о событиях истории, гражданина за свободу, благополучие ответственности Родины, защита её от иноземных врагов гражданина за свободу, благополучие Родины, её защите от иноземных врагов. Групповая работа по анализу (установление соответствия), упорядочению (лента времени) событий истории Конституция Российской Федерации – Участие в эвристической беседе главный закон государства. о правах и обязанностях гражданина, Что такое права и обязанности гражданина. ученика начальных классов. Права ребёнка в России. Примеры Групповая работа по анализу выполнения обязанностей членами ситуаций, связанных с выполнением общества обязанностей членами общества 12 16 Тема новогогода. Семейные праздники и мечты 26.12 Новый год – замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год Просмотр видеоролика об истории праздника. Участие в беседе о семейных новогодних традициях. Участие в ролевой игре «Мы, дети... года, мечтаем в новом году о...». Обсуждение ответа на вопрос «О чем мечтали на Новый год дети в разные исторические эпохи?» 09.01 Светлый праздникРождестваИстория праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России 16.01 Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? «Плюсы» и «минусы» виртуального мира. Правила безопасного пользования Интернет- ресурсами 23.01 Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Участие в беседе о традициях праздника Рождества в России. Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками стихотворений, посвящённых Рождеству. Групповая и парная работа: составление поздравления с праздником Рождества Участие в коллективном обсуждении вопроса «Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?». Групповая работа: подготовка ответов на вопросы: «Какие «плюсы» есть у виртуального мира?», «Какие «минусы» есть у виртуального мира?». Составление правил безопасного пользования Интернетресурсами, соотнесение составленных правил с предложенным педагогом набором правил Участие в просмотре и обсуждении содержания видеоматериалов о блокаде Ленинграда. 1–2 классы: «Умеем ли мы мечтать?» 3–4 классы: «О чём мы мечтаем?» 17 Рождество 1–2 классы: «Светлый праздник Рождества» 3–4 классы: «Светлый праздник Рождества» 18 Цифроваябезопасность и гигиена школьника 1–2 классы: «Виртуальный я – что можно и что нельзя?» 3–4 классы: «Виртуальный я – что можно и что нельзя?» 19 День снятия блокады Ленинграда 1–2 классы: 13 «...осталась одна Таня...» 3–4 классы: «Писала девочка дневник...» 20 160 лет со днярождения К. С. Станиславского Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили 30.01 Первые театры в России. К. С. Станиславский – великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый главный в театре. Школьный и классный театр 6.02 Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце. Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира. Видеоуроки от Института развития интернета 1–2 классы: «Мы идём в театр. А что это значит?» 3–4 классы: «С чего начинается театр?» 21 День российской науки 1–2 классы: «Как становятся учёными?» 3–4 классы: «Откуда берутся научные открытия?» 22 Россия и мир 1–2 классы: «Россия в мире» 3–4 классы: 13.02 14 Виртуальная экскурсия в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, знакомство с материалами, связанными с Таней Савичевой. Чтение фрагментов дневника Тани Савичевой, обсуждение прочитанного. Участие в беседе о том, как жили и о чем мечтали дети блокадного города Просмотр и обсуждение видеоролика о первых театрах в России. Знакомство с некоторыми фактами биографии К.С. Станиславского. Работа с текстами о том, как создаётся спектакль, ответы на вопросы по содержанию текстов. Групповая работа: подготовка сообщения от группы на тему «Зачем люди ходят в театр». Игра «Мы идём в театр» Просмотр видеоролика «Люди науки, какие они?», обсуждение качеств учёного. Групповая работа: «Представление открытия»: ученики знакомятся с открытием и рассказывают о нем одноклассникам; одноклассники отгадывают, что это за открытие российских учёных Беседа о роли России в современном мире. Знакомство с российскими объектами, включёнными в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Интеллектуальная игра «Самые «Россия в мире» 23 День защитника Отечества 20.02 1–2 классы: «Кому я хочу сказать «спасибо»?» (ко Дню защитника Отечества) 3–4 классы: «Хорошие дела не ждут благодарности?» (ко Дню защитника Отечества) 24 Забота о каждом 1–2 классы: «Заряд на добрые дела» 3–4 классы: «Дарить добро» 27.02 известные российские учёные, поэты, писатели, художники, композиторы, музыканты». Парная работа: подготовка рассказа об одном из российских лауреатов Нобелевской премии Защита Отечества – обязанность Участие в беседе о том, как гражданина Российской Федерации, жители России выражают свою проявление любви к родной земле, Родине. благодарность защитникам Армия в годы войны и мирное время: Отечества. Просмотр и обсуждение всегда есть место подвигу. Качество видеоматериалов, в которых российского воина: смелость, героизм, представлены эпизоды подвигов самопожертвование российских воинов в военное и в мирное время. Работа с пословицей «Сам погибай, а товарища выручай». Коллективная беседа о проявлениях благодарности к защитникам Отечества. Групповая работа: составление письма ветерану войны. Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Как стать хорошим солдатом?» Доброта – качество настоящего человека, Участие в коллективной беседе, способность оказать помощь, поддержку, обсуждение вопросов «Что такое проявить заботу и милосердие. доброта?», «Трудно ли быть Доброе дело: кому оно необходимо и для добрым?», «Как научиться делать кого предназначено. Добрые дела граждан добрые дела?». России в прошлые времена: Обсуждение просмотренного благотворительность; пожертвование как видеоролика, в котором представлены проявление добрых чувств в традиционных несколько сюжетов о людях, религиях совершающих добрые дела. Групповая работа: «Представление человека, сделавшего много добрых дел на благо людям»: на основе предложенной учителем информации группа составляет сообщение об 15 25 Международный Женский день 6.03 1–2 классы: «Мамы разные важны» 3–4 классы: «Обычный мамин день» 26 27 110 лет со дня рождения советского 13.03 писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова 1–2 классы: «Поэт, который писал для детей и о детях» 3–4 классы: «Поэт, который писал для детей и о детях» День воссоединения Крыма с Россией 1–2 классы: «Путешествие по Крыму» 3–4 классы: «Путешествие по Крыму» 23.03 одном из знаменитых благотворителей и рассказываюто нём одноклассникам Международный женский день – праздник Просмотр и обсуждение видеоролика, благодарности и любви к женщине. знакомящего с историей праздника, со Женщина в современном обществе – сферами деятельности, в которых труженица, мать, воспитатель детей. Нет работают женщины. Работа в парах: на свете профессии, которой подготовка краткого сообщения об не может научиться женщина. одной из великих женщин в истории Великие женщины в истории России: России. Составление виртуальной Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. галереи «Женщины, прославившие Суслова (первая женщина-врач) Россию». Игра «Выдающиеся Выдающиеся женщины ХХ века, женщины, прославившие Россию». прославившие Россию: В. Терешкова, М. Участие в обсуждении вопроса Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова), «Легко ли быть мамой?». М. Плисецкая, Л. Зыкина Подготовка поздравительной открытки Сергей Владимирович Михалков – автор Участие во вводной беседе гимна современной России. «С. В. Михалков – автор двух Правила слушания иисполнения гимна. Государственных гимнов». С. В. Михалков – выдающийся поэт ХХ Выразительное чтение любимых века, автор стихов, которые дети стихотворений, автором которых знали и знают наизусть. Вклад поэта в является С. В. Михалков. Викторина развитие детской литературы. «Узнай произведение С. В. Михалкова Слушаем и читаем стихи Михалкова по одной строчке» Крым – природная жемчужина. Участие в беседе о географическом Разнообразие природных зон: полупустыни положении Крыма с использованием и солончаки; степная зона, лесостепь, карты. Виртуальная экскурсия: вечнозелёная растительность. природные достопримечательности Природные достопримечательности Крыма. Выполнение интерактивных Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая заданий: соотнесение изображения и (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и описания объекта. Азовское моря. Симферополь – столица Выполнение творческого задания: Республики Крым, «ворота Крыма». написание мини-рассказа «Что я хочу Ласточкино гнездо, Золотые ворота, посетить в Крыму» Судакская крепость, Севастополь 16 28 Всемирный день театра 30.03 Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок 3.04 Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: «Поехали!» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации 10.04 Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля — день освобождения узников концлагерей 1–2 классы: «Что на что похоже: зачем человеку воображение?» 3–4 классы: «Что такое творчество?» 29 День космонавтики. Мы–первые! 1–2 классы: «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) 3–4 классы: «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) 30 Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками 1–2 классы: «Надо ли вспоминать прошлое?» 3–4 классы: «Надо ли вспоминать прошлое?» 17 Участие во вступительной беседе о том, что такое воображение и творчество. Просмотр и обсуждение видеоролика, рассказывающего о людях творческих профессий.Участие в обсуждении вопроса о театре как коллективном творчестве режиссёра и актёров. Творческая игра «Ставим сценку»: каждой группе предлагается разыграть сценку, один из участников группы выступает в роли режиссёра, остальные актёры. Подготовка ответа на вопрос о том, в каких видах творчества хочется реализовать себя Просмотр видеоролика «Как все начиналось...», обсуждение главных событий в истории покорения космоса. Участие в беседе «Рекорды России в космосе», «Кто они, великие космонавты России?» Групповая, парная работа на поиск соответствия, упорядочение событий, связанных с достижениями России в покорении космоса Участие в беседе о том, что такое геноцид. Знакомство с материалами о детях – узниках концлагерей. Работа с текстами интервью с бывшими узниками концлагерей, обсуждение прочитанного. Участие в беседе о причинах геноцида и способах его предотвращения 31 День Земли 17.04 1–2 классы: «Где можно увидеть нетронутую природу?» 3–4 классы: «Дом для дикой природы» 32 День Труда 1–2 классы: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» 3–4 классы: «Не надо бояться трудностей» 24.04 Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки. Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в ПриокскоТеррасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь? 18 Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении. Виртуальная экскурсия по самым значимым заповедникам России. Работа в группах: составление правил, которые нужно соблюдать жителям Земли, чтобы сохранить нашу планету Участие в беседе о том, почему человеку необходимо трудиться, о том, почему, когда и как появлялись разные профессии. Просмотра и обсуждениевидеоролика, рассказывающего о профессиях прошлого и настоящего. Выполнение интерактивных заданий на соединение описания профессии с ее названием, соединение имен и фамилий выдающихся представителей профессии с названием профессии. Групповая работа: подготовка мини-сообщения «Что будет, если люди перестанут работать?» 33 День Победы. Бессмертный полк 04.05 Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины? 15.05 Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым 1–2 классы: «Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берется в человеке?» 3–4 классы: «Что такое подвиг?» 34 День детских общественных организаций 1–2 классы: «Вместе весело шагать по просторам...» 3–4 классы: «Вместе весело шагать по просторам...» 19 Обсуждение вопросов «Что такое мужество, честь, отвага это и как можно воспитать в себе эти качества?», «Что такое подвиг?», «Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?». Индивидуальный рассказ о том, есть ли семейная традиция участвовать в «Бессмертном полку», о подготовке к участию в этом году. Групповая работа: подготовка на основе предложенных педагогом материалов сообщения о подвиге, совершенном во время Великой Отечественной войны, представление результатов работы при создании коллективного рассказа «Во имя жизни на Земле» Участие во вступительной беседе о детских общественных организациях.Знакомство с движением «Орлята России». Групповая работа: каждая группа предлагает три причины, по которым стоит участвовать в детских общественных организациях 20