СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка .................................................................................... ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Содержание курса внеурочной деятельности ............................................. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности ...... Тематическое планирование ......................................................................... Календарно-тематическое планирование………………………………….. Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: - Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); - Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 21-НП (зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053)); - Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 22-НП (зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053)); - Государственного образовательного стандарта среднегообщегообразования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №121-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 79-НП); - Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 г. № 586); - Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендованных решением научнометодического совета Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт развития образования» (протокол от 25.08.2022 г. № 4); - Методических рекомендаций по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»,рекомендованных решением научно-методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»(протокол № 9 от 29.08.2022 года); - Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22, номер в реестре:2-3-0:0-00-1.0; - Примерного календарного плана воспитательной работы на 2022-2023 учебный год, утверждённого заместителем Министра просвещения Российской Федерации Д.Е.Грибовым от 10.06.2022 г № ДГ-120/06 ВН; Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа №5 Г. СНЕЖНОЕ»: учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/35 часов в год в каждом классе. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: День знаний Наша страна – Россия 165- лет со дня рождения К.Э. Циолковского День музыки День пожилого человека День учителя День отца Международный день школьных библиотек День народного единства Мы разные, мы вместе День матери Символы России Волонтеры День Героев Отечества День Конституции Тема Нового года. Семейные праздники и мечты Рождество День снятия блокады Ленинграда 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского День Российской науки Россия и мир День защитника Отечества Международный женский день 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день театра День космонавтики. Мы – первые Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками День Земли День Труда День Победы. Бессмертный полк День детских общественных организаций Россия – страна возможностей Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; Активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны; Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; Понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; Представление о способах противодействия коррупции; Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; Готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; Готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Метапредметные результаты: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты Сформировано представление: о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. Тематическое планирование «Разговоры о важном» 5-9 класс на 2022 – 2023 учебный год Планирование рассчитано на 1 час в неделю по понедельникам № Тема занятия Дата Основное содержание День знаний. Россия — страна Знакомство с платформой «Россия — страна 1 5.09 возможностей возможностей». «Мы — Россия. Возможности — Возможности, которые предоставляет платформа будущее» «Россия — страна возможностей» Наша страна —Россия «Что мы Родиной зовём?» 12.09 Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться? 3 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циолковский)» 19.09 Мечты и фантазии человека о космических полетах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса 4 День пожилых 26.09 людей «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» День учителя 3.10 «Если бы я был учителем…» 2 5 1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он? Деятельность учащихся Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика «История успеха». Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. Просмотр проморолика «Россия — страна возможностей» Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о России. Участие в работе с пословицами. Интерактивное задание «Своя игра». Участие в инсценировке и решении проблемных ситуаций с дальнейшим обсуждением Участие во вступительной беседе о мечтах и фантазиях человека о космических полётах. Участие в викторине о космонавтике. Просмотр видеоролика. Участие в групповой работе: знакомство с героями освоения космоса. Участие в беседе о К. Э. Циолковском. Участие во вступительной беседе о Международном дне пожилых людей. Просмотр видеоролика. Участие в групповой работе: составляем «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей» Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким дол жен быть современный учитель? (Создание кластера.) Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»; 6 День отца «Отчество — от слова «отец» 10.10 7 День музыки «Что мы музыкой зовём» 17.10 8 Традиционные семейные ценности «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 24.10 9 День народного единства «Мы — одна страна» 7.11 «Как сделать урок интересным?»; «Что нужно, чтобы понимать своих учеников?»; «Нужно ли учителю учиться?» История формирования понятий «род» и «отец». Просмотр видеоролика. Знакомство с Образ отца в отечественной литературе. литературными образами отца. Качества настоящего отца. Равноправие Участие в групповой работе по соотнесению родителей в семье текста и высказывания известного человека об отце. Участие в беседе о нравственных качествах отца. Обмен мнениями о том, какое из предложенных высказываний ближе всего школьникам. Уникальность музыки каждого народа. Групповая работа по созданию кластера Музыкальные инструменты. Виды искусства, где «Музыка» в зависимости от ассоциаций, которые музыка — неотъемлемая часть возникают от слова «музыка». Просмотр видеоролика. Участие в дискуссии о видах искусства, где музыка — неотъемлемая часть Дом, в котором мы живём. Просмотр вступительного видеоролика о доме, в Идеальные отношения в семье: какие они? котором мы живем. Семейные ценности Интерактивное задание «Собираем рассыпавшиеся пословицы». Участие в разыгрывании и анализе проблемных ситуаций, связанных с жизнью в семье. Смутное время в истории нашей страны. Участие во вступительной беседе о появлении Самозванцы — одна из причин продолжавшейся праздника День народного единства. Знакомство Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием с исторической справкой о событиях Смутного Пожарским и земским старостой Кузьмой времени. Мининым. Работа в группах: если бы вы жили в Смутное Примеры единения народа не только в войне время, в чём вы бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда ещё люди чувствуют, что им надо объединяться? 10 Мы разные, мы вместе «Языки и культура народов России: единство в разнообразии» 14.11 11 День матери «Мама — главное слово в каждой судьбе» 21.11 12 Символы России (Гимн, Герб) «Двуглавый орёл: история легендарного герба» 28.11 13 День Героев Отечества «В жизни всегда есть место подвигу?» 5.12 Блиц опрос о том, что в Москве нам напоминает о событиях 1612 года Разнообразие культуры народов России. Блиц опрос: какие народы, живущие в России, вы Традиции разных народов. Уважение между можете назвать? (По последним данным в России людьми разных национальностей — основа проживает более 190 народов.) межкультурного общения. Влияние многоязычия Знакомство с традициями народов, живущих на на толерантность. Почему языки исчезают? территории России. Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом помогает Мама — важный человек в жизни каждого. Участие в игре «Незаконченное предложение», во Материнская любовь — простая и время которой каждый школьник продолжает безоговорочная. предложение «Первое, что приходит в голову, Легко ли быть мамой? когда я слышу слово „мама“ …». Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей. Поиск причин этого в процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми Герб — символ государства. У каждой страны Участие во вступительной беседе о свой герб. Значение триколора. История гербе России: что олицетворяет герб российского флага России, где его можно увидеть? Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня? Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа, и о героизме тех, кто вставал на её защиту. Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Согласен—не согласен» 14 День добровольца «Жить — значит действовать» 12.12 15 День Конституции «Настоящая ответственность бывает только личной». (Ф. Искандер) 19.12 16 Рождество «Светлый праздник Рождества» 9.01 17 Тема нового года. Семейные праздники и мечты «Зачем мечтать?» 16.01 История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтерство в России Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста. Участие в обсуждении вопроса «Действительно ли создание именно этой организации можно считать началом волонтёрского движения?». Работа в группах по составлению списка особенностей волонтёрской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности Значение Конституции для граждан Участие во вступительной беседе о значении страны. Знание прав и выполнение обязанностей. слова «конституция» и о жизни без конституции. Ответственность — это осознанное поведение Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав или невыполнение обязанностей. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном по- ведении и личной ответственности История праздника Рождества Христова. Участие в блиц опросе «История рождения Рождественские традиции в России и в других Христа». государствах Работа в группах: обсуждаем рождественские традиции (кто больше вспомнит). Какие рождественские традиции других стран вам больше всего нравятся? Игра «Найди связь»: педагог называет слово, связанное с Рождеством, а школьники рассказывают, как оно с ним связано. Работа в парах: придумать нетривиальное пожелание на Рождество Новый год — праздник всей семьи. Новогодние Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли вы знаете о семейные традиции. Новогодние приметы. Новом годе?). Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет семью». Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных подарках, но есть ли 18 Цифровая безопасность и гигиена школьника «Как не попасть в цифровые ловушки?» 23.01 Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда 19 День снятия блокады Ленинграда «Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день». (Д. С. Лихачёв) 30.01 Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск 20 160 лет со дня рождения К. С. 6.02 Станиславского (Великие люди России) «С чего начинается театр?» Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом году? Участие в разговоре о новогодних приметах Участие в обсуждении того, что относится к личной информации. Участие в беседе о тех, кого мы добавляем в «друзья», о том, что могут рассказать о вас ваши фотографии. Работа в группах: делаем памятку для школьников. (используем ватман, карандаши, фломастеры и т. д.) Участие в блиц опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни?». Участие в обсуждении неписанных правил выживания: Не съедать весь выданный хлеб сразу. Стоя в очереди за продовольствием, люди прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукриминальных личностей, а с другой — чтобы сохранить тепло. При бомбардировках люди знали, где находится бомбоубежище и какой путь является наиболее безопасным. На улицах размещали таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Не ложиться и всё время что-то делать. Беседа о том, что ещё помогало людям выстоять. Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было сбыться? Самостоятельная работа «Знакомство с некоторыми фактами биографии К. С. Станиславского». Участие в обсуждении идей системы 21 День российской науки «Хроника научных открытий, которые перевернули мир» 13.02 Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса 22 Россия и мир «Россия в мире» 20.02 Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия? 23 День защитника Отечества (День Армии) «За что мне могут сказать «спасибо»? (ко Дню защитника Отечества) 27.02 День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время 24 Забота о каждом «Включайся!» 6.03 Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди 25 Международный женский день 13.03 Связь праздника 8 Марта с именем Кла-ры Станиславского. Могут ли они пригодиться людям других профессий? Участие в дебатах о том, стоит ли приучать детей к театру с раннего детства? Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека без научных достижений. Участие в беседе об основных научных и технических достижениях в нашей стране. Участие в блиц опросе «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни». Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы научно-технического прогресса» Обмен мнениями «Что для вас является удивительным в вашей стране?». Беседа о том, в чём причины исчезновения малочисленных народов России. Мозговой штурм: как сохранить Россию для будущих поколений Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника Отечества». Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного. Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных действий, в которых Участие в беседе о том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества выручала смекалка. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Я делаю добрые дела, потому что…». По итогам игры — участие в обсуждении разных мотивов совершения добрых дел. Участие в дебатах: «Делать добро — это значит не делать зло» Участие во вступительной беседе об истории «Мамина карьера» Цеткин. Освоение женщинами «муж-ских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли? 26 Гимн России (110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова) «Гимн России» 20.03 Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна. 27 День воссоединения Крыма с Россией «Путешествие по Крыму» 3.04 Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма 28 Всемирный день театра «Как построить диалог с искусством?» 10.04 Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против 29 День космонавтики. Мы — первые «Трудно ли быть великим?» 17.04 Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс праздника 8 Марта. Работа в группах: как научно-технический прогресс помог женщине выбирать ранее «мужские» профессии. Участие в дебатах о роли женщины в семье и в обществе. Самостоятельная работа: знакомство с ключевыми моментами жизни С. В. Михалкова. Работа в группах: предположим, вам поручили создать личную страничку Михалкова в Интернете. Какую информацию вы бы в неё поместили? Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С. В. Михалкова? Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времён привлекало разные народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму? Участие во вступительной беседе о первом походе в театр, о тематике постановок, которые интересно смотреть. Участие в обсуждении ожиданий от похода в театр. Рассказ педагога о читке пьес в разных театрах, где после спектакля-читки идёт обсуждение со зрителями. Участие в дебатах: «Кино и театр: аргументы за и против» Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в Интернете информацию о космонавте и сделать 30 Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками «Пока жива история, жива память…» 24.04 31 День Земли (Экология) «Зелёные привычки» — сохраним природу вместе 5.05 32 День труда «Как проявить себя и свои способности?» 15.05 33 День Победы. Бессмертный 22.05 полк «Подвиг остаётся подвигом, даже если его некому воспеть…» (неизвестные герои Великой Отечественной войны) История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы 34 День детских общественных 19 мая 1922 г. — день рождения пионерской 29.05 Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так сложно История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалёв, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьёв). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. Участие в беседе о том, какими признаками характеризуется геноцид. Составление «облака тегов» к понятию «геноцид». Участие в беседе о Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о причинах геноцида и способах его предотвращения Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении. Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в дискуссии «Труд — это право или обязанность человека?». Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блиц опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?» Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы? Участие во вступительной беседе о пионерской организаций «Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?» организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются организации. Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить. Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения